Карьера Анатолия Маховикова полностью связна с Пермским краем: как чиновник он прошел путь от руководителя разных департаментов, до руководителя администрации губернатора Прикамья. Совсем в другой ипостаси предстал как уполномоченный по защите прав предпринимателей. А сегодня он возглавляет пермский дивизион КОРТРОСа – одного из крупнейших федеральных девелоперов.
Анатолий Юрьевич, в июле исполняется 2 года вашей работе в строительной отрасли?
– Гораздо больше. До работы в структурах власти у меня был строительный бизнес, моя компания возводила в Перми торговые площади, построила около десятка жилых домов. Да и по образованию я инженер-строитель, заканчивал пермский политех по специальности ПГС.
А на нынешнем этапе строительство позволило мне совместить наработки в разных сферах, применить весь опыт, накопленный в коридорах власти. Потому что именно эта отрасль наиболее тесно пересекается с властью - как ни одна другая. Здесь постоянно идет взаимодействие - по аренде земли, градостроительной и разрешительной документации.
Какие задачи перед вами были поставлены в КОРТРОСе?
– Я начал работать в компании в июле 2020 года, когда завершалось строительство ЖК «Гулливер». Весь комплекс был на финишной прямой, сложности создавала только ситуация с пандемией. Проблема была в другом - очень жестко стоял вопрос о новых площадках для строительства, пополнении земельного портфеля компании. В октябре мы купили земельный участок на Барамзиной, причем проектирование начали заранее. Это позволило нам уже в январе 2021-го выйти на стройку.
Конечно, в финансовом плане 2021 год не был таким успешным, как 2020-й. Это было время вхождения в новый инвестиционный проект и существенных затрат. Это специфика нашего бизнеса: чтобы зафиксировать прибыль, нужно сначала что-то построить. Пока мы не завершим тот или иной объект, деньги покупателей остаются на счетах эскроу.
С реализацией квартир у КОРТРОСа все в порядке. Например, «Гулливер» был полностью продан еще до ввода в эксплуатацию. И что касается комплекса iLove на Барамзиной, прибыль будет зафиксирована уже в этом году, как только мы сдадим дома первой очереди. Они сдаются в сентябре.
Еще одно достижение этого года – договор на покупку второго земельного участка в этой локации. Эта сделка закрыта, и теперь у компании есть задел до 2025 года. На площадке бывшей складской базы мы имеем еще 3 гектара под застройку. Это позволит разместить комплекс примерно на 60 тыс. кв. метров. Рабочее название - iLove 2, но оно еще будет корректироваться.
КОРТРОС до недавнего времени делал ставку на площадки в центре города. Приоритеты изменились?
– Скорее, поменялась концепция. Понятно, что центральные районы города более привлекательны для девелопера. Но, с моей точки зрения, 3 гектара – минимальный объем, который возможен для комплексного освоения. В центре Перми таких возможностей уже практически нет. Поэтому, безусловно, компания корректирует свою концепцию.
Мы прорабатываем достаточно большие земельные участки, которые еще есть, особенно в федеральной собственности, и не обязательно они должны быть в центре. Тот же проект «Академический» в Екатеринбурге начинался на окраине – но со временем он стал большим, самодостаточным районом.
Уверен, что и жители пермского квартала iLove не будут чувствовать себя оторванными от мира. Здесь прекрасная транспортная доступность, есть вся инфраструктура, строится свой детский сад – кстати, уже третий на счету КОРТРОСа в Перми.
А если говорить о приоритетах, они неизменны. Это комплексная застройка и социально ориентированный бизнес. Оба эти приоритета на самом деле взаимосвязаны. КОРТРОС как социально ориентированный застройщик мы возводим и инфраструктурные объекты в наших жилых комплексах. Потому что они повышают привлекательность наших объектов и капитализацию возводимого жилья.
Район ДКЖ, очевидно, не получится возвести «в одного застройщика»?
– Уже понятно, что нет. Здесь уже работает компания из Удмуртии, строит ЖК «Ньютон», у нее есть в резерве еще одна площадка. Проявляют интерес к микрорайону и другие застройщики, в том числе пермские, у кого-то и земля уже в собственности. Это создает определенные сложности в плане формирования архитектурного облика района и единых социальных стандартов.
Недавно на встрече с губернатором Дмитрием Махониным обсуждали перспективы развития микрорайона ДКЖ. Там было большое расселение, много пятен потенциальной застройки. И очень важно, чтобы концепция застройки все-таки присутствовала, чтобы не возникало архитектурных и тем более социальных диссонансов. Тем более что этот микрорайон - въездные ворота в центр города, через них идет весь транспорт со стороны аэропорта. Так что это, по сути, визитная карточка Перми. Мы уже не можем глобально преобразовать центр города - но подходы к нему можем сделать современными.
Вовлечение в оборот новых земельных участков - одно из направлений, очевидных для девелопера. Второе направление – реновация существующих жилых кварталов.
Возможности для реновации территорий в Перми достаточно большие. Это могут быть кварталы с малоэтажной застройкой, со старым жилым фондом, «рыхлыми» дворами, гаражами... Если здесь пойти по пути развития территорий города в современном понимании, получится интересно и красиво. Возможен и особый вариант переселения жителей таких территорий – дать людям возможность переехать в новостройку в пределах собственного квартала. Такая программа социально ориентированного расселения у нас рассматривается.
Как влияет на планы компании нынешнее экономическое положение?
– Скажем так – мы его учитываем. Конечно, есть обстоятельства, которые накладываются на ситуацию в целом в стране и в том числе на строительство. Мы присматриваемся к новым поставщикам - из Китая, Турции, российским производителям, которые выпускают достойную продукцию.
Жилье от КОРТРОСа никогда не было дешевым. Как справляетесь сейчас?
– Конечно, экономическая ситуация влияет на рынок жилья. И в этом году в первые месяцы люди адаптировались к новым экономическим условиям, к новым ставкам по кредитам. Затем по указанию президента ставки по ипотечным кредитам снизились, и потребители стали вести себя более уверенно.
Что касается цен… Те, кто ориентируется на дешевое жилье, покупают его в пригородах – во Фролах, Кондратово. У горожан все-таки есть определенный запрос на уровень жизни, расположение и качество жилья. И снижать этот уровень, по моему представлению, не совсем правильно. Можно, конечно, продавать отдельные комнаты – это будет супердешево, по миллиону за комнату. Купил - живи и радуйся. Непонятно только, кто этому будет радоваться. Не говоря уже о том, что в трендах современной урбанистики строить такое жилье в центре города или рядом с центром - это абсолютно деструктивный подход. Тем более что у людей, которые хотят жить в качественном жилье в хорошей локации, совершенно другие потребности.
Мы делаем все возможное в нынешней ситуации, чтобы держать адекватные цены, и наш продукт всегда востребован в Перми. Я думаю, это говорит о том, что наши экономические расчеты себя оправдывают.
Увеличение объемов и темпов строительства - тоже экономически взвешенное решение?
– Безусловно. Сейчас компания ставит перед пермским дивизионом задачу в ближайшие 2 года увеличить объемы строительства как минимум в три раза. Поэтому мы сейчас активно работаем над поиском новых площадок, с тем чтобы увеличить объемы строительства до 50 тысяч кв. метров в год. Есть планы и есть возможности - так что присутствие КОРТРОСа в Перми будет только расширяться.