Пандемия коронавируса повлияла на все отрасли предпринимательства. Одним пришлось полностью приостановить свою деятельность, другие, напротив, нарастили мощности. Отрасль строительства попала в перечень наиболее пострадавших. Как повлияли меры поддержки на производство и удалось ли компаниям завершить год без долгов – рассказал РБК Пермь на примере своего производства генеральный директор «КОРТРОС-Пермь» Анатолий Маховиков.
РБК Пермь: Вы все-таки передали парк при ЖК «Гулливер» в муниципальную собственность?
Анатолий Маховиков: Да, парк передали, так как мы социально-ориентированная компания. Вообще строительство парка – это одно из наших совместных решений. Мы все обязательства выполнили и более того, закончили проект «Гулливер». В декабре ему исполнилось ровно пять лет. Могу доложить, что мы передали не только парк, но и закончили строительство всех домов и получили разрешения на ввод в эксплуатацию всего жилого комплекса.
Как в целом отрасль пережила 2020 год на примере вашей компании?
Согласен, что драйвером отрасли была льготная ипотека. Она, безусловно, спасла нашу отрасль от глубокого кризиса и все финансовые показатели компания выполнила к концу года. Ни одной квартиры в «Гулливере» у нас не осталось, все продали досрочно. Это благодаря только льготной ипотеке. Потому что многие люди поверили в возможность приобрести жилье и воспользовались такой возможностью.
Какие самые главные сложности были у застройщиков в 2020 году?
Самым сложным в 2020 году было организовать строительство. Потому что ряд поставщиков уходили на карантин, были закрыты границы, были проблемы с поставкой оборудования, стройматериалов. Особенно те, которые производятся за границей. Трудности возникли в основном во втором квартале, но уже в третьем квартале эти проблемы разрешились. Это позволило нам успешно завершить проект.
Как вам удалось так лавировать?
По каждой позиции работали точено, общались с поставщиками. Как правило, не меняли поставщиков, потому что надо было действовать в рамках этих контрактов. Находили индивидуальные решения по каждому варианту – и с таможней, и с транспортной схемой.
Мер поддержки было достаточно для застройщиков?
Льготная ипотека была главным драйвером и этого было достаточно. Считаю, что ее необходимо продлить, потому что это не только поддержало компании, но и благоприятный фактор для населения.
2020 год стал показательным для перехода застройщиков на эскроу-счета. Как в целом оцениваете работу системы?
Для нашей компании это будет первый опыт, потому что мы заканчивали все наши объекты по старой схеме. Я думаю, что система повышает надежность особенно инвесторов, граждан. Это возлагает дополнительные обязательства на застройщиков. Также у застройщиков возникают дополнительные издержки. Я считаю, что в целом для системы это неплохо, это даже хорошо.
Как вы видите 2021 год для отрасли строительства и для вашей компании?
Для нашей компании 2021 год – это старт нового проекта «iLove», который мы начинаем в феврале. Это новый тип жилья с улучшенными характеристиками. Это бренд, который уже реализуется в Москве. Московский опыт мы переносим на пермскую землю. У нас есть еще порядка трех проектов – трех комплексов застройки, в районе ДКЖ мы сейчас прорабатываем. Поэтому у компании есть перспективы, мы уже разработали стратегию развития компании до 2027 года. Дальше будем эту стратегию реализовывать. Мы планируем построить порядка 500 тыс. кв. м. и понимаем, где будем строить и в какие сроки.
Практически все застройщики, с которыми я общаюсь, подошли к 2021 году с неплохими результатами. У всех есть запасы по земельному ресурсу, они понимают, что будут реализовывать в ближайшие годы. Поэтому некий оптимизм у отрасли существует.
Земельные участки всегда были основным вопросом для застройщиков. Сейчас не так все сложно?
Во-первых, вышли изменения в федеральном законе о комплексном развитии территорий. Это позволяет заходить совершенно на новые территории. Сейчас, например, активно ведется работа по подготовке к аукционам площадок в Индустриальном районе, в районе ДК Гагарина.
А для «КОРТРОС-Пермь» всегда комплексная застройка являлась основным критерием?
Это не критерий, это условие. Мы на точечную застройку никогда не заходим. Нас интересует, как минимум, квартальная застройка. Это нам удобно в том плане, что мы в рамках квартала можем создавать комфортную городскую среду, что позволяет создавать другое качество жизни. Допустим, в новом проекте «iLove» будет тоже встроенный садик. Жителям будет удобно, потому что садик у них будет прямо под окном.
Житель теперь стал искушенный? Ему теперь важно не просто купить самый дешевый квадратный метр?
Да, требования возросли. Теперь людям важен «умный дом» с определенными информационными системами. Покупатель теперь становится изощренный, мы стараемся предлагать продукт, который соответствует времени. И даже думаем на перспективу.
Жилой дом «Headliner» тоже возводится по принципам комплексной застройки?
Да, безусловно. Он входит в комплексную застройку квартала «Гулливер». Это самое высокое здание, которое на сегодняшний день есть в Перми.
Сейчас все застройщики будут двигаться в направлении комплексной застройки или останется место для точечной застройки?
Безусловно останется. Львиная доля застройки – точечная. Потому что нет такого большого объема квартальной застройки. Также для того, чтобы заходить на комплексную застройку, надо обладать большими ресурсами.
Как вы видите развитие отрасли в ближайшие 3 – 5 лет?
Я вижу, что сейчас будет развиваться дифференцированное строительство. В центре площадок становится все меньше и меньше, поэтому нам необходимо будет заниматься комплексным развитием территорий по ул. Пионерской, которая у нас находится в двухэтажном исполнении. Это могут быть другие территории, где достаточный объем ветхого и аварийного жилья. Второе направление – малоэтажное строительство. Все равно будут продолжать строиться малоэтажные коттеджные поселки, потому что они особенно востребованы. Могу сказать, что на московском рынке рост составил до 30% от стоимости. Наша компания этим не занимается, но в целом для отрасли развитие коттеджного строительства будет очевидным в следующем году.
Думаю, что объемы строительства сохранятся. Есть надежда, что даже будут увеличиваться, потому что есть национальный проект. Совместно с властью надо прорабатывать вопрос увеличения объемов строительства, уменьшения продажной стоимости квартир. Потому что если будут расти цены, то покупательская способность будет падать. Поэтому мы тоже заинтересованы в том, чтобы сдерживать рост цен на жилье.
Вы долгое время занимали государственную службу, затем были уполномоченным по правам предпринимателей. Для вас это является подспорьем в нынешней должности?
Предыдущий опыт моей работы помогает мне очень сильно, потому что я знаю людей, ситуацию по разным направлениям. Безусловно, это облегчает мне работу. Мне очень интересна эта работа, потому что воочию вижу ее результат. Я сам инженер-строитель по образованию, поэтому у меня всегда горят глаза, когда запускаем новый объект.