Беспрецедентные санкции со стороны западных стран, экономические последствия для России, ограничения на работу платежных систем, отключение от SWIFT и волатильность курса рубля. Как события последних недель сказались на банковском секторе страны? Чего следует ждать клиентам банков и каким будет будущее кредитных организаций страны – ответила руководитель филиала банка «Открытие» в Пермском крае Валентина Жильцова.
РБК Пермь: Как банки и физические лица отреагировали на решения Запада?
Валентина Жильцова:
– Это было неожиданно, поскольку большой объем поэтапно вводимых ограничений, под которые попали банковская и финансовая системы страны, создал определенную панику. В первую очередь, панику у населения и у физических лиц. Первые эмоции вкладчиков, пользователей любых банковских продуктов были очень хаотичны и разнообразны. Первые 10 дней приходилось уделять время, в первую очередь, работе с банковскими системами, программами обеспечения и адаптироваться к работе в режиме изменений, которые происходят каждый час. Каждый час выходили новые ограничения, новые меры. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу банков в том режиме, который предусмотрен часами работы, многие доработки и реакцию банков на возникающие ограничения приходилось выстраивать ночью.
Финансовые организации просчитывали, что такая ситуация возможна. Была стратегия, которая помогла минимизировать последствия?
– Банкиры всегда рассчитывают стресс-сценарии разных явлений – политических, экономических, внешнеторговых. При работе с предприятиями и физическими лицами это заложено. Это отражается в процентах кредитного риска, в процентах депозитных операций, в отраслях, которые банк активно финансирует. Банк – это организация, которая должна соблюдать определённые меры риска. Наша относительно молодая страна в существующем статусе пережила не один финансово-экономический кризис. У банков накопился достаточный опыт реагирования на ряд форс-мажорных ситуаций. Безусловно, это меры и санкции, к которым мы не были готовы в том режиме, в котором всё происходит.
Ограничения на работу платежных систем, отключение от SWIFT и волатильность курса рубля. Как события последних недель в действительности сказались на банковском секторе страны, жизни людей?
– На текущий момент ограничения не синхронизированы с ограничением возможностей перемещения в ряд других стран. На платежные возможности внутри страны все происходящее повлияло не столь значительно. Посмотрите, как банкиры достаточно оперативно перестроились и продлили срок действия карт. У ряда банков карты продолжают действовать от 8 до 10 лет, некоторые даже сделали их бессрочными. Это даёт возможность. В нашей стране достаточно развита культура бесконтактной оплаты, теперь же людям пришлось вспомнить, где лежат их карты. Ценность и необходимость пластика резко возросла. Сейчас мы работаем на большой объем выпуска пластиковых карт, хотя ранее наблюдалось увеличение спроса именно на «цифру». Также наблюдались сбои в части мобильных банков. Это было связано и с большим количеством хакерских атак, и с увеличением нагрузки, и с тем, что в программном обеспечении большое количество зарубежного ПО, которое необходимо было оперативно заменить в связи с блокировками.
С ростом ставок по депозитам растут ставки по кредитам, в том числе займы для бизнеса. Сейчас правительство разрабатывает ряд мер поддержки для предпринимателей. Что по этому поводу думает банк «Открытие»?
– Банк вынужден реактивно реагировать на ситуацию. Если мы говорим о физических лицах, то уже запущен ряд мер, предусматривающих кредитные каникулы. Они похожи с пандемийными. Пандемия дала опыт сделать по накатанной определенные вещи. Мы понимаем, что в условиях турбулентности и заявлений ряда зарубежных компаний, люди находятся под риском лишения работы. Такие меры необходимы. То же самое касается и предпринимателей. Наш российский креативный и попадающий под все, что можно малый бизнес нуждается в поддержке, поэтому большинство мер двухгодичной давности были запущены на федеральном уровне. Ряд программ по кредитным каникулам, льготному финансированию со ставками от 8,5% запущены на федеральном уровне «котловым» методом, к нему имеют доступ большинство банков. Первая необходимость банка – оказать поддержку своим действующим клиентам. На банковском уровне, если мы говорим о банке «Открытие», тоже применимы практически ко всем ОКВЭДам – возможность реструктуризации, отсрочки до полугода. Сейчас ни о какой глобальной стратегии, наверное, финансистам не приходится говорить. Мы живём в режиме тактики.
Какое будущее у кредитных организаций? Что ждать физическим лицам?
– Я не могу отвечать за финансовые стратегии всех людей. Если мы говорим о текущем состоянии, то клиенты успокоились. В первую очередь – физические лица. Хаотичное движение, когда люди начали ходить к банкоматам, проверять свои счета, потом попытались поймать максимальные валютные курсы, потом жили в условиях ограничений по снятию валют. Потом банки отреагировали повышением ключевой ставки, поднятием депозитных и кредитных ставок, а клиенты последовательно меняли тактику. Сначала переложили всю снятую денежную массу в депозитные ячейки. Когда ставки повысились, люди перенесли свои средства из депозитных ячеек на краткосрочные депозиты. Сегодняшние ставки – беспрецедентные. Такие ставки – это инфляция, обесценивание российской валюты, поэтому люди стараются немного отыграть ставки, заработав определённые деньги.
Если мы говорим о секторе экономики и бизнесе, то ко всем приходит понимание, насколько важно импортозамещение, насколько жизненно необходимо перестраивать бизнес прямо сейчас. Пермское предпринимательство пережило немало вызовов и относится к категории тех, кто долго развивает свой бизнес.
Для нас это серьезное время вызова. Конечно, многие клиенты ищут обходные пути, ожидают определенных цепочек налаживания поставок. У многих встали встали валютные контракты. Теперь два пути: либо продолжать выстраивать связи и вести внешнеэкономические риски, либо с головой уходить в то, что нам нужно много разнообразных видов продукции для потребления в рамках нашей страны.