Инструменты , Пермский край ,  
0 

Маркетинговые тренды и потребительское поведение: изменения за год

Фото создано нейросетью ideogram
Фото создано нейросетью ideogram
Предприниматели Перми уверенно осваивают цифры: рекламные кампании выросли вдвое, а конверсия в клики — в четыре раза. Подробнее о переменах в маркетинге и портрете потребителя — в исследовании

В Пермском крае продолжается динамичное развитие малого и среднего предпринимательства. По итогам 2024 года в секторе МСП занято свыше 400 тысяч человек, что на 6,5% больше, чем годом ранее. Существенный рост наблюдается и среди самозанятых — их число увеличилось на 34%, достигнув 200,3 тысячи человек. По состоянию на февраль 2025 года в регионе зарегистрировано 103,2 тысячи предприятий среднего бизнеса — это максимальный показатель с 2016 года.

На фоне этой динамики билайн adtech — подразделение по рекламным технологиям компании — проанализировал рекламную активность компаний и профиль потребителей в Перми. Исследование основано на рекламных кампаниях, запущенных через маркетинговую платформу билайн.ПРОдвижение, а также данных технических средств и обезличенных данных об абонентах оператора связи в регионе.

Принципы исследования

Анализ проводился с использованием предсказательных математических моделей. Эти алгоритмы обрабатывают данные по заданным параметрам, в результате чего вычисляются вероятностные значения. Например, для оценки предполагаемого дохода используются данные о платежах за услуги, нагрузке на базовые станции и регистрации в роуминге, для определения пола — профиль и паттерны потребления услуг связи, а интересы вычисляются на основе категорий медиапотребления абонентов. Исследование проводилось только в отношении абонентов сотового оператора, выразивших согласие на обработку информации.

Динамика рекламной активности

По даннымсервиса, пермские компании демонстрируют устойчивый рост интереса к цифровому продвижению: в 2024 году число рекламных кампаний увеличилось более чем в два раза — на 108%, а общая выручка — на 111%.

При этом эффективность рекламы также растет:

  • в 2024 году конверсия в клик по этим кампаниям увеличилась в 3,9 раза,
  • за первые два месяца 2025 года +51% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

ТОП-5 отраслей по числу размещенных кампаний в 2024 году:

  1. Финансы и банкинг
  2. Застройщики
  3. Деятельность в области культуры
  4. Юридические консультации и бизнес-услуги
  5. Ритейл

Дополнительно отмечается рост средней длины рекламных сообщений — в 2024 году она выросла на 12%, а в начале 2025 года — еще на 36%. Это может свидетельствовать о стремлении компаний передавать больше информации в рамках одного касания с клиентом.

Кто потребители в Перми?

Распределение по полу

Женщины — 41,6%, мужчины — 58,4%.

Доход в месяц

  • 20-40 тыс. рублей: 12,3% женщин, 10,3% мужчин
  • 40-60 тыс. рублей: 18,1% женщин, 23,2% мужчин
  • 60-80 тыс. рублей: 8,5% женщин, 19,0% мужчин
  • 80-100 тыс. рублей: 2,2% женщин, 4,8% мужчин
  • 100-150 тыс. рублей: 0,5% женщин, 1,1% мужчин

Данные рассчитаны среди пользователей, для которых удалось предсказать уровень дохода. Проценты округлены и приведены в относительном выражении.

ТОП-10 категорий по покупкам

  1. Онлайн-доставка продуктов из супермаркетов — 39,3%
  2. Онлайн-доставка готовой еды — 20,5%
  3. Книги — 18,2%
  4. Магазины одежды и обуви — 17,5%
  5. Медицинские клиники — 15,1%
  6. Онлайн-игры — 14,7%
  7. Аптеки — 14,3%
  8. Автотовары и услуги — 8,5%
  9. Маркетплейсы — 7,9%
  10. Строительство и ремонт — 6,8%

Для определения категорий покупок в исследовании были задействованы обезличенные статистические данные партнеров компании, в том числе ритейлеров и ОФД. По данным множественного выбора — пользователь может относиться сразу к нескольким категориям.

Интересы аудитории

  • Интерес к финансам — 49,8%
  • FMCG-товары — 14,6%
  • Интерес к покупке автомобиля — 14,0%
  • Недвижимость — 9,6%
  • Развлечения — 6,0%

Модель позволяет определять несколько интересов на одного пользователя.

«Пермский бизнес все активнее использует цифровые каналы для продвижения, в том числе точечные коммуникации с клиентами. Мы видим рост как количества размещений, так и их эффективности — особенно в сферах, близких к повседневному спросу: финансы, недвижимость, ритейл. Это подтверждает зрелость рекламных подходов и готовность компаний работать с данными», — комментирует Павел Корчагин, руководитель по развитию аналитических продуктов билайн adtech.