Внедрение промышленных роботов в развитых странах давно стало общим местом, в России же все только начинается. Но заинтересовано ли государство в роботизации? Какие тенденции сейчас наблюдаются в отрасли? Что вообще российские производители могут предложит рынку?
В конце апреля в Перми прошло совещание по развитию робототехники под руководством помощника Президента РФ Максима Орешкина. О том, что на нем обсуждали, и какие мировые тренды необходимо принимать во внимание, чтобы принимать правильные решения, мы обсудили с председателем совета директоров пермской компании «Роботех» Евгением Пошвиным.
Евгений Вячеславович, почему роботизацию, об ускоренном развитии которой сегодня говорят с разных трибун, обсуждали именно в Перми?
— Пермь стала местом проведения совещания не случайно. Здесь последние несколько лет за счёт концентрации предприятий, при поддержке краевых властей развивается робототехнический кластер. Перми, я уверен, вполне по силам претендовать на то, чтобы со временем стать одним из главных центров компетенций в сфере роботизации и автоматизации производства. О промышленных роботах я и предлагаю поговорить.
Что в связи с этим обсуждали на том совещании?
— В первую очередь коснулись главных вызовов, стоящих перед российской промышленностью. Роботизация способна решать задачи дефицита кадров (а он с каждым годом все острее и острее), повышать эффективность производства, снижать себестоимость продукции. Но каком мы сегодня уровне развития? На совещании прозвучали цифры, которые заставляют задуматься.
По данным Международной федерации робототехники лидер по плотности роботизации — Южная Корея. Там на 10 тыс рабочих приходится около тысячи роботов. Чуть отстает Япония и Сингапур. Далее следуют Германия — 397, Китай — 393 робота. Вообще, сегодня по росту роботизации азиатский регион безусловно лидирует.
Как вы думаете, сколько было роботов в России на 10 тыс. рабочих по данным на 2022 год? По статистике их всего 11! Отставание колоссальное!
Есть у роботизации начало, нет у роботизации конца
Почему отечественная робототехника развивалась низкими темпами, даже до санкций?
— Во-первых, до недавних пор рабочая сила была относительно доступной и недорогой. Зачем тратиться на робота, которого надо оптом еще и обслуживать, когда привычнее нанять 1-2 рабочих?
Во-вторых, отечественная робототехника находилась в эмбриональном создании из-за сильнейшей конкуренции со стороны европейских производителей.
Мировые гранды занимаются робототехникой на протяжении уже более 60 лет, а среди российских производителей нет фирм даже с 10-летним опытом.
Еще один момент: основные драйверы робототехники в мире — автомобилестроение и электроника. Это самые очевидные примеры серийного производства, где «штапмуют» миллионы одинаковых изделий. И в этих отраслях массовая роботизация начиналась раньше других.
До 2022 года примерно 95% робототехнических комплексов в России строились с использованием зарубежных манипуляторов. После начала СВО мировые вендоры ушли с российского рынка, освободился потенциально огромный сектор рынка. И у отечественной робототехники появился исторический шанс.
Президент России Владимир Путин поставил конкретную задачу: к 2030 году Россия должна войти в число 25 стран — лидеров по числу промышленных роботов. Плотность роботизации на отечественных предприятиях необходимо увеличить в 10 раз до 98 роботов на 10 тыс. занятых. Непаханое поле!
При всём том, далеко не все руководители компаний понимают того, что без развития роботизации невозможно современное конкурентоспособное производство! В январе этого года на недостаток квалифицированных кадров пожаловались 47% руководителей промпредприятий. Это открытые данные. Самое время подумать об автоматизации технологических линий!
Зачем еще нужна роботизация? Применение промышленных роботов снижает травматизм и способствует повышению качества конечного продукта. Помимо экономии на фонде оплаты труда, снижаются затраты на обеспечении условий труда.
По сути, речь сегодня идет об ускорении развития цифровой индустрии 4.0, которая опирается на массовое внедрение промышленных роботов и автоматизированных комплексов.
Внушает надежду то, что инженерный потенциал в стране есть, и государство готово всячески поддерживать российских игроков.
Но для масштабных изменений нужны титанические сдвиги. Я имею в виду совместную работу государства, производителей роботов, интеграторов, промпредприятий, сферы образования. Нужен постоянно горящий «зеленый свет» на всех этапах. Начиная от запуска производства и заканчивая подготовкой квалифицированных кадров в вузах и техникумах.
Активную роботизацию промышленности в развитых странах напрямую связывают со старением населения. Тренды настолько пугающие?
— Этот вопрос также поднимался на совещании в Перми. По данным Минпромторга РФ старение населения земли — это общемировой тренд. Особенно «преуспели» в этом развитые страны. По состоянию на 2020 год лидер среди крупных государств по показателю «средний возраст» — Япония (48,6 лет). Затем расположились Германия (47,8 лет) и Италия 46,5). Их уже «догнал» Китай (47 лет), где последние два года наблюдается убыль трудоспособного населения.
Россия была на 52 месте, медианный возраст — около 40 лет. Это значит, что половина населения в России младше, а другая половина — старше этого возраста.
Робототехнический суверенитет
Что еще важно, чтобы роботизация в нашей стране развивалась по правильной траектории?
— Кроме количественных показателей производимых роботов, не менее важной выглядит задача локализации в России компонентной базы. Проще говоря, сегодня у нас нет производителей сервоприводов, которые позволяют роботам двигаться с высокой точностью, нет всего спектра микроэлектроники, нет редукторов. Все это закупается в Китае.
Вопрос о технологическом суверенитете становится актуальнее с каждым днем. Два года назад с нашего рынка ушли ведущие мировые компании, и сегодня наша промышленная робототехника по большому счету держится на Китае. Но все мы видим, как Пекин продавливает коллективный Запад, и он, пусть и нехотя, уже снижает объем поставляемой в Россию высокотехнологичной продукции. Доступность роботов снижается. А если завтра уйдет Китай, с чем мы останемся?
Китай не так прост, как кажется?
— Там гигантский внутренних рынок, сегодня именно Китай — главная страна-потребитель роботов. И в первую очередь они будут думать о своей промышленности. По состоянию на 2022 год у восточного соседа работало более 300 тыс. (! ) промышленных роботов — около половины от общемирового количества. И внутренний спрос продолжает расти.
У них есть чему поучится. Последние 10-15 лет в Поднебесной инвестировали в промышленную робототехнику огромные средства. Результат поражает: Китай обогнал США, Швецию, и целый ряд других развитых экономик и вышел на пятое место в мировом рейтинге. Если инвестиции в роботизацию производств сохранятся на прежнем уровне, Китай через 8-10 лет скоро догонит Южную Корею.
Благодаря госсубсидиям в стране развиваются десятки брендов. Их задача — вытеснить со внутреннего рынка зарубежных конкурентов. За десять с небольшим лет Китай в три раза увеличил свою долю в производстве промышленных роботов с 14% до 52% от общемирового объема.
Опыт Китая по завоеванию «мира робототехники» вполне можно заимствовать.
Купи робота — второй в подарок!
На совещании в Перми замглавы Минпромторга Михаил Иванов озвучил беспрецедентные меры поддержки отрасли. Государство, к примеру, субсидирует производителю 50% предоставленной покупателю скидки. То есть, по сути работает механизм «купи одного российского робота, а второго оплатит государство».
Еще одна важная мера поддержки: затраты при покупке промышленного робота можно учитывать с повышающим коэффициентом 1,5, при формировании первоначальной стоимости основного средства. Экономия налога на прибыль! Потратили 3 млн, а списали 4,5 млн в затраты
Вы уже ощутили на себе эти меры поддержки?
— В прошлом году мы приняли решение о создании собственного производства полного цикла. Благодаря поддержке региональных властей, министра промышленности и торговли Алексея Чибисова в 2023 году «Роботех» получил статус приоритетного инвестиционного проекта. Для реализации задуманного предоставлен участок 5 га в Перми. Место хорошее, пространства для роста хватит.
Планируем поэтапно застроить участок различными видами производства: литье, мехобработка, лаборатории и испытательные полигоны. В общем, все, что необходимо для производства полного цикла. На первом этапе в планах выпуск 500 роботов в год, в дальнейшем, к 2030 году, задача выйти на 5 тыс роботов в год. Учитывая цели, поставленные Президентом РФ, и прогнозируемый к 2030 г спрос со стороны российских предприятий в объеме 22 тыс роботов в год.
Планируем автоматизированное производство, где роботы собирают роботов.
Чтобы снизить зависимость от Китая, прорабатываем организацию собственного производства редукторов. Уже выпустили опытные партии и поставили их на действующих роботов. Это серьезный шаг для нас, да и для всей отечественной робототехники.
Также на новой площадке намерены выпускать промышленные принтеры, сварочные позиционеры, автоматизированные склады. Темпы масштабирования зависят от спроса и уровня господдержки.
Где находите сотрудников?
— Ищем кадры в смежных отраслях, обучаем «под себя». В ближайших планах — открытие специализированных кафедр в вузах и средне специальных учебных заведениях. Готовы выплачивать именные стипендии, чтобы стимулировать тех, кто видит свое будущее в робототехнике.
Отрасль остро нуждается в большом количестве специалистов, причем как производители роботов, так и потребители. Если стоит задача кратно нарастить выпуск промышленных роботов, то также в разы должно вырасти количество профильных инженеров.
У нас еще есть шанс «оседлать волну» роботизации, главное комплексно подходить к решению вопроса.