Фото: РИА Новости
В Москве состоялась пресс-конференция «Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения». Во время нее эксперты рассказали о реализации национального проекта «Образование» в части наставничества, представили лучшие практики в этой сфере.
Участниками конференции стали директор Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) Максим Дулинов, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, заместитель директора ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Антон Яремчук и заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ Татьяна Ковалева. Мероприятие прошло на площадке МИА «Россия сегодня».
В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» идет активная подготовка к выпуску методологии института наставничества. В пяти регионах России модель наставничества уже реализуется в пилотном формате. О том, как проходит эксперимент, почему наставничество перспективно для России и на что нужно обращать внимание, внедряя сопровождение, и рассказали участники пресс-конференции.
«Методология включает в себя все необходимые действия: формирование базы наставников, отбор и обучение, завершение процедуры сопровождения и другие. С одной стороны, будет дана «рабочая тетрадь» – что делать, чтобы методологию наставничества внедрить. С другой, большое количество практических кейсов – примеры того, как выстраивать взаимодействие», – цитирует Антона Яремчука РИА Новости.
Как сообщает РИА, участники пресс-конференции отметили, что, несмотря на подробную разработку модели, включая предложение по формам и способам взаимодействия, для успеха наставничества имеет особое значение внутренняя мотивация к сопровождению. С помощью модели можно организовать сам процесс наставничества, но она «не является жесткой инструкцией, и не должна становиться отчетной формой внедрения».
«Виды и формы работы наставника очень сильно зависят от ситуации, в которой появляется взаимодействие, и его цели. Одной из задач является ликвидация образовательного дефицита. С этой точки зрения важно отталкиваться именно от того, для чего и для кого мы это делаем, а не от формы», – отметил на встрече Максим Дулинов.
По мнениям экспертов, наставничество должно стать вспомогательным институтом для образовательных организаций и органично дополнит процесс обучения. Однако, создавать дополнительную нагрузку для сотрудников не станет.
«Если говорить про школьную ситуацию, то у обычных учителей-предметников большое количество других задач. Через них проходит слишком много детей, чтобы они смогли индивидуализировать свой подход к каждому ученику. Учитель может стать наставником, но для этого нужно будет снизить учебную нагрузку», – пояснил Максим Дулинов.
На пресс-конференции также рассказали, что ускорить свой учебный рост с помощью наставника смогут не только учащиеся школ и вузов – модель открывает дополнительные возможности и для молодых сотрудников организаций, в том числе проходящих практику в компаниях.
«Наставничество не ограничивается учебным уровнем. Любое профессиональное образование может завершаться сопровождением. Очень многие хотели бы поделиться своим производственным опытом, но пускать это на самотек нельзя. Разрабатываемая модель включает в себя раздел, связанный с отбором наставников», – сказал Владимир Блинов.
Эксперты отметили, что итоговый документ представят до конца 2019 года.
Модель наставничества в рамках нацпроекта «Образование» разработал национальный ресурсный центр наставничества «МЕНТОРИ». В тестовом режиме проект запущен в пяти регионах: в Чебоксарах, Брянске, Владикавказе, Красноярске и Владивостоке. Если модель будет апробирована успешно, она будет внедрена и в других регионах России.