Производители удобрений оказались в числе рентных отраслей, которых ожидает с 2025 года существенное повышение налоговой нагрузки. Пока сами участники рынка не говорят о корректировке планов, указывая на готовность адаптироваться к конъюнктуре. О реализации проектов, экспорте в условиях санкций, конкуренции с калием из Белоруссии и возможных изменениях в рамках интеграции с «Уралхимом» федеральному изданию «Коммерсантъ» рассказал гендиректор «Уралкалия» Виталий Лаук.
— С 2025 года в рамках налоговой реформы ожидается кратный рост НДПИ для производителей удобрений, и некоторые аналитики называли отрасль самой пострадавшей от повышения рентных налогов. Как вы оцениваете эффект?
— Мы пока не готовы комментировать инициативу правительства, которая находится на рассмотрении в органах законодательной власти и еще будет обсуждаться с бизнес-сообществом.
— В 2023 году в условиях падения мировых цен на удобрения чистая прибыль «Уралкалия» и других крупных производителей серьезно сократилась. Каких результатов компания ожидает в 2024 году?
— В этом вопросе мы будем ориентироваться на баланс спроса и предложения на ключевых рынках потребления, а также на уровень конкуренции.
В течение 2023 года «Уралкалий» планомерно наращивал объемы экспортных поставок. Структура экспортных продаж по регионам за год значительно не изменилась. Наши основные зарубежные рынки сбыта включают Бразилию, Латинскую Америку, Индию, Китай, США, Ближний Восток, африканские страны. По итогам нынешнего года ожидаем рост поставок в Юго-Восточную Азию и Африку.
— Косвенное влияние санкций на бизнес производителей удобрений меняется в последнее время, как?
— На европейском направлении остаются трудности, в том числе в части транзита через ЕС в третьи страны. Морской фрахт в целом стабилизировался. Исключение составляют европейские направления, тут ситуация остается сложной. Железнодорожным транспортом продукция вывозится без ограничений. Однако определенные опасения по возможным ограничениям вызывает отгрузка в восточном направлении через пункты пропуска с Китаем.
— Будут ли заключены долгосрочные соглашения с ключевыми потребителями — Китаем и Индией? Есть ли в них сейчас смысл?
— Да, планируем подписание контрактов на поставку калия с Индией и Китаем. Любые долгосрочные договоренности добавляют стабильности поставкам, так что это хороший рыночный инструмент. Переговоры по условиям поставок калия идут.
— Есть ли конкуренция на мировом рынке с Белоруссией и внутри страны за портовые мощности?
— Мы ее на себе не ощущаем. Перевалка нашей продукции обеспечивается в соответствии с заключенными договорами с морскими терминалами в полном объеме.
— Какие проекты были реализованы в 2023 году и что планируется на 2024 год? Может ли быть отложено введение новых мощностей?
— В прошлом году нам удалось сохранить капвложения на максимальном для нас уровне. Компания уже реализовала проект по расширению рудника «Соликамск-3». Строительство Усть-Яйвинского рудника ведется по утвержденному графику. Ввод мощностей осуществляется в течение нескольких лет в соответствии со сроками горной подготовки. Мы достаточно гибки и реализуем инвестпроекты с учетом текущей ситуации и ожидаемых изменений на рынке калия.
— На каком уровне сейчас интеграция с «Уралхимом»? Будут ли еще в компаниях структурные или кадровые изменения?
— Пока таких решений не принималось. В то же время мы не исключаем корпоративных изменений при наличии целесообразности и положительных эффектов с точки зрения операционной эффективности. В любом случае подобные решения будут приниматься на основе анализа и в соответствии со стратегией развития группы.