Прикамье занимает второе место по объему экспорта среди 14 регионов Приволжского федерального округа (ПФО) уже второй год подряд — по итогам 2022 и 2023 годов. При этом в регионе ежегодно растет количество компаний, поставляющих свою продукцию на экспорт. Какие страны являются перспективными для пермских компаний? Какие товары наиболее востребованы на рынках? И какие существуют риски для самих экспортеров? — РБК Пермь рассказали эксперты в рамках круглого стола.
В обсуждении приняли участие:
- Артур Леер, вице-президент и председатель правового комитета Ассоциации экспортеров и импортеров;
- Екатерина Филимонова, руководитель центра поддержки экспорта Пермского края;
- Елена Кукова, генеральный директор ООО «НПФ «Пермхимпродукт»;
- Антон Кондаков, директор ООО «Рус импорт», соучредитель компании Best Electronics;
- Роман Чуклинов, генеральный директор ООО «Форпласт Трейдинг»;
- Дмитрий Поносов, сооснователь, коммерческий директор TrafficData.
Кому экспортируем
В самом начале дискуссии Екатерина Филимонова обозначила, что на сегодняшний день для Прикамья все дружественные страны являются потенциальными к экспорту.
«Потому что в Пермском крае очень разношерстное количество отраслей, которые могут быть представлены на международном рынке. Тем, кто в первый раз выходит на экспорт легче всего сотрудничать с Республикой Беларусь, Казахстаном и прочими странами Таможенного союза. Практика показывает, что пермские компании активно представляют себя и на рынке Азии», — отметила Екатерина Филимонова.
Другой эксперт Роман Чуклинов добавляет, что сейчас их компании действительно помогают дружественные партнеры: Турция, Киргизия, Казахстан. Однако нюансом в сотрудничестве на сегодняшний день остается вопрос ценообразования и себестоимости, которая очень высокая. Есть и другой момент, связанный с запросом самих стран.
«Мы занимаемся экспортом с 2015 года. Понятно, что не надо вести нефтедобывающее оборудование в страны, где нефти нет. Мы, например, столкнулись с такой проблемой, когда наш продукт — полимерная химия не особо актуальна в Китае. Потому что они и сами все это там замечательно делают и продают. Но мы для себя выбираем другие страны, где это может быть востребованно и рынки растут. Были и такие случаи, когда мы уже заключили контракт и потом наш клиент пропадает. Нужно постоянно держать контакт и не делать это удаленно», — рассказал Роман Чуклинов.
В вопросе «кому экспортировать» Артур Леер и вовсе не разделяет мнения коллег, уверяя, что работать нужно и с недружественными странами.
«Я с коллегами отчасти не соглашусь. Как сказал наш Президент Владимир Путин: «мы рады работать со всеми». Я бы из нашего контура не исключал недружественные страны. Многие российские предприниматели продолжают работать и экспортировать в них свою продукцию. Действительно, усложнились трансграничные платежи и цепочки поставок. Но в целом, я бы об этом направлении не забывал», — пояснил свою позицию участник круглого стола.
Вызовы для экспортёров
Говоря о проблемах Елена Кукова добавляет ещё и про некоторое недоверие со стороны потенциального потребителя.
«Мы на рынке уже более 10 лет, работаем со странами СНГ. Благодаря этому сроку у нас и на сегодня есть доверительные контракты. За эти годы мы сделали хороший оборот. Наши продукты решают многие задачи, все, что касается бытовой и промышленной химии. Конечно, бывает некоторое недоверие со стороны нового потребителя. Ведь все нарабатывается годами. Мы активно сотрудничаем с ТПП и делаем первые шаги на новых рынках», — поделилась Елена Кукова.
Тезис о скепсисе подтвержает и Дмитрий Поносов, который считает, что на большинство рынков проще выходить с прямыми переговорами. Об этом свидетельствуют несколько проведенных компанией маркетинговых исследований.
«Недоверие, о котором сказали коллеги, оно действительно присутствует. Какая-то компания из России с тобой пытается выстраивать отношения. Когда же ты участвуешь в различных бизнес-миссиях с Центром поддержки экспорта Пермского края, с Российским экспортным центром, формируется кредит доверия. Потенциальный партнер видит, что власть за тебя поручается», — констатирует Дмитрий Поносов.
Освоение новых рынков
Выходить на новые рынки действительно бывает сложно, подчеркивает Антон Кондаков. Но иногда наступает такой момент, когда даже незаинтересованные в продукте из России компании могут почувствовать в нем острую необходимость.
«Для нашей компании экспорт — это направление перспективное. Оно с каждым годом растет. Мы занимаемся видеонаблюдением на транспорте. В каждой стране наша отрасль развивается своими путями: где-то колоссальный рост, где-то постепенный. Выходить на новые рынки бывает сложно. Понятно, что выставки и переговоры в этом очень помогают. Потребность рынка тоже важна. Либо компаниям и стране это надо, либо они будут думать и рассматривать, пока это не станет особенно актуальным», — считает Антон Кондаков.
Открывшиеся перспективы
Центр поддержки экспорта Пермского края — это одна из многочисленных организаций региона, которая и создана для того, чтобы помочь избежать начинающим, и не только, экспортерам потенциальных рисков. Они делятся на логистические, политические, валютные и трансакционные. Риски встречаются на каждом этапе экспорта. В центре помогают выстроить корректную дорожную карту по контрагенту, стране или экспорту в целом. А для новичков в экспорте на прошлой неделе стартовала еще и акселерационная образовательная программа с наставником. Впрочем, по мнению Артура Леера, с точки зрения мер поддержки — государство сейчас сделало колоссальные возможности для экспортёров.
«Для импортёров таких преференций не предусмотрено. Реальность сейчас динамично меняется, нет решений на несколько лет вперед. Очень важно отслеживать изменения в законодательстве и политические изменения», — говорит Артур Леер.
Сейчас, по мнению эксперта, российские предприниматели, с точки зрения экспортного потенциала, находятся в наиболее выгодных условиях. Потому что развиваются новые рынки, но при этом высоки шансы вернуться и на старые. Специалист считает, что пройдет время и часть ограничений, которые имеются сейчас, исчезнут. Соответственно, работа с партнерами из недружественных стран продолжится на прежних объемах. Более того, с 2022 года виден рост вовлеченности предпринимателей из недружественных стран в экспорт РФ. Поэтому экспортерам из Прикамья очень важно не переставать работать над своим продуктом.