На Межрегиональном экспортном форуме одной из первых начала работу площадка «Перспективы российских товаров на зарубежных рынках». В дискуссии участвуют представители иностранных компаний – покупателей продукции из России. Они рассказали, какие трудности возникают у потенциальных европейских импортеров российской продукции.
Маркетинг и язык!
«В Европе никто не знает, что вы производите. В этом ваша главная проблема», – сказал Карстен Швер, глава Minea Brandenburg GmbH (Германия).
Компания, которую он возглавляет, работает в направлении развития импорта продукции из Пермского края.
По его словам, российским компаниям нужно знать европейские законы и ситуацию на рынке, а также необходимы время и терпение.
«Никто не может сделать бизнес в течение месяца. То, что мы тут производим (в пермском крае) можно продать в Европе, но никто не знает в Европе, что мы тут производим. И это ваша (то есть наша пермская) самая большая беда. Вам нужна хорошая реклама», – считает Карстен Швер.
Лъчезар Лулчев, директор ООО «Новый Пловдив» (Болгария), считает, что российские компании меняют «правила игры», не соблюдают условия контрактов, и это явно не укрепляет отношения.
«Мы работаем 5 - 6 лет с российскими компаниями. Сначала цены двигаются в одну сторону, а через несколько месяцев они опять изменяются, увеличивается, и условия сотрудничества меняются. Сроки поставки тоже меняются», – говорит Лъчезар Лулчев.
По его словам, в некоторых компаниях думают, что если что-то хорошо продается в России, то и в Европе этот товар будет ждать успех.
«Но это не так: мы часто объясняем компаниям, что нужно изменять продукт, его дизайн и цены, чтобы он продавался. В частности, после продажи всегда нужна обратная связь. Российские компании думают, что в Европе продажи бывают только на имидж», – сказал эксперт.
«Россия — очень хороший партнер»
Нэрсес Канаян, глава Enke Systems (США) рассказал о тенденциях при экспорте IT-продуктов.
«Мы занимаемся цифровыми технологиями – продаем софт и другие программы. Американский рынок отличается от российского. Тут сертификация не очень важна. Тут важны английский язык, маркетинг и важно знание того, что ты продаешь. Если раньше люди «ходили» в восточную Европу из-за цены, то сейчас важно КАЧЕСТВО. Мы занимаемся именно сервисом, у нас нет своих продуктов, в Перми мы сотрудничаем с различными компаниями и в принципе. Не у всех есть нормальный английский», – заключил Нэрсес Канаян.
По его словам, «большие компании идут также сейчас в основном в Индию из-за разницы в цене. У нас команда в Индии, Украине, Армении».
Зохан Шарма, основатель Texinception Global Sourcing Solutions (Индия), считает, что Россия – перспективный партнер.
«Россия очень хороший торговый партнер: мы занимаемся экспортом оборудования из. Два года назад индийские экспортеры продавали товары в разные страны, но покупатели не были удовлетворены. После этого мы приняли решение и создали ассоциацию, которая поможет убрать проблему коммуникации между экспортерами Texinception Global Sourcing Solutions. Мы стараемся сократить коммуникационные проблемы, проблемы с документами. В этом году экспорт отстаивал до 1760 млрд долларов. Мы экспортируем в США текстиль и товары. Для того, чтобы увеличить экспорт, в Индии есть правительственный орган, где есть разные экспортные органы. И они устраивают выставки в Индии и в других странах, и это помогает продавать. В Индии мы продвигаем продукты именно с помощью выставок», – сказал Зохан Шарма.
По его словам, это работает так: «если у вас есть продуктовая категория, которую вы хотите продавать, то вы организуете выставку. Мы можем как ассоциация приехать в Россию и помочь вам с продвижением с вашими товарами в Индию. То есть мы также можем внедрить в России модель выставок».
Эксперт утверждает, что Индия растущий рынок, «но мы постоянно соревнуемся с Китаем. В Китае меньше сырьевых ресурсов чем в Индии, но они производят больше товаров. В России мы можем покупать сельскохозяйственную технику. индия очень плодородная страна у нас этот сектор очень серьезно развивается. Товары в России очень хорошего качества».
Хтун Аюнг, глава Mahar Loka Co., Ltd (Мьянма) считает, что российские товары интересны с точки зрения медицинской отрасли: «Мы закупаем продукты от пермской компании «Медисорб» (это пермяки). Мы проходим сертификацию, она делается примерно два года. Мы помогаем пермской компании получать сертификацию на европейском рынке».
А что у нас?
Генеральный директор Агентства инвестиционного развития (Пермь) Павел Носков ответил на вопрос модератора о том, какую помощь компаниям – потенциальным экспортерам оказывают в регионе в настоящее время.
«Первое – это создание необходимой инфраструктуры для экспорта, второе – формирование необходимой позиции у экспортеров (в этом году мы запустили проект – экспортный акселератор). Третье – содействие продвижения наших компаний на крупных международных площадках», – сказал Павел Носков.
Он рассказал и о препятствиях на пути российского экспорта – «у каждого рынка есть свои определенные особенности, с которыми так или иначе экспортерам предстоит работать. У каждого рынка есть свои барьеры».