Регионы – драйверы роста для глобальных рынков HI-Tech?
Материалы выпуска
В работе МЭФ'19 в Перми приняли участие эксперты из 16 стран Рынок Прикамье пока не удвоит объем экспорта, но есть растущие отрасли Рынок Иностранные покупатели ответили, почему России трудно продавать за рубеж Экспертиза Кадрам нужны современные компетенции Решения Регионы – драйверы роста для глобальных рынков HI-Tech? Компетенция
Компетенция Пермский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Регионы – драйверы роста для глобальных рынков HI-Tech?

Эксперты рассказали, чем хороши экспортные проекты, разработанные в субъектах РФ.

На площадке Межрегионального экспортного форума обсудили роль региональных компаний в экспорте. Дискуссия «Регионы-драйверы роста инноваций для глобальных рынков (HI-Tech экспорт)» прошла с участием экспертов федерального уровня и представителей местных компаний.

Селекция проектов и приобщение детей к науке

Олег Кивокурцев, сооснователь пермской компании Promobot, которая недавно сообщила о подписании контракта на поставку почти тысячи роботов-промоутеров в страны Европы, рассказал, на чем основан подобный успех. По словам Олега Кивокурцева, сейчас на рынке сервисных роботов конкурируют Россия, Япония и Китай.

«Нужно понять, какие опции должен иметь продукт. С 2015 года мы выпусти уже пять версий продукции, а наши коллеги только по одному – так как они строят для каждой детали робота по заводу и не могут оперативно развиваться и выпускать новые модели роботов», – утверждает эксперт.

По его словам, у рынка, на котором присутствует компания, есть несколько проблем, одна из них связана с постоянным введением новых ограничений, связанных с экспортом.

«Первая – рыночная: как продавать продукт, которого ранее не существовало, вторая – законодательная, и третья – политическая. Пока ты не будешь хватать за руку своего клиента, ты никуда не продвинешься. Законодательная связана с основным каналом экспорта – авиадоставкой. Ранее начали взрываться в полете телефоны Galaxy S7, и из-за этого ввели по всему миру закон, запрещающий такие телефоны в полете. А затем ввели специальный сертификат, который дает право перевозить такие аппараты самолетами», – Сказал Олег Кивокурцев.

Исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг считает, что региональным проектам помогают развиваться федеральные проекты, направленные на «селекцию».

«В России огромный дефицит команд, которые делают IT-продукты. В сове время было создано «Сколково», где создаются условия для технологического творчества. Платформа социально-технологической инициативы была создана для того, чтобы таких инициатив было больше. Для этого и создается «Точка кипения» [федеральный проект, представляющий собой пространства коллективной работы, преимущественно для технологических проектов – авт.]. В этой сети уже более 500 человек. В «Точке кипения» уже разработано более тысячи проектов», – сказал Андрей Силинг.

Также, по его словам, нужно активнее вовлекать детей в олимпиады и возбуждать в ребятах интерес к науке.

«Не полагаются на субсидии – действуют сами»

Старший вице-президент VEB Ventures Дмитрий Политов считает, что «вся жизнь начинается с регионов».

«Москва – большое гнездо технологических компаний, но в Перми тоже есть технологические успешные – как минимум три (включая Promobot). В США в прошлом году только за счет хайтека ВВП приросло на целый украинский бюджет – 2-3%. Если вы хотите продавать продукт за рубеж, нужно заново проводить работу над ним. Кроме того ненужно изучать истории успеха и провала», – утверждает эксперт.

Директор центра развития средних технологических компаний АО «РВК» Сергей Гейло подробно рассказал о потенциале региональных компаний на технологическом рынке.

«Потенциал региональных компаний в технологическом бизнесе - мы достаточно давно измучаем эту тему, с 2012 года, [исследуем – авт.] какой у них имеется экспортный потенциал, для этого запустили рейтинг «ТехУспех». Мы оцениваем их по темпу роста, уровню экспорта, технологической базы, доли технологической продукции – и формируем список. Обычно он у нас состоит из 100-130 компаний. В топе рейтинга 50% – компании из Питера и Москвы, а вот в топе по экспорту 90% занимают компании из регионов», – утверждает эксперт.

По мнению Сергея Гейло, наиболее перспективны региональные компании, работающие в успешных отраслях сферы IT, сфере новых материалов и химии, а также в фармацевтике и биотехнологиях. «Они также создают свой бизнес на хорошей научной базе, компании делают ставку на то, что их продукт в тех же ценовых категориях, что и остальные, но предлагают что-то еще в дополнении к основному продукту. Обычно у российских компаний другая логика – они считают, что если продают дешевле, чем у конкурента, то у них сразу же все скупят», – утверждает Сергея Гейло.

Он заметил также, что успешные компании из рейтинга «ТехУспех» ведут проектную деятельность. «Эти компании также не полагаются на какие-то субсидии, а действуют сами. Они умеют выделять свои новые направления, двигаются дальше, не пускают в свою группу инвесторов и партнеров, делают своеобразные спин-оффы своих компаний. Кроме того при выходе на международный рынок очень опасно опираться только на свой опыт – успешные компании находят себе успешных консалтинговых партнеров», – сказал Сергей Гейло.