На площадке «Завод Шпагина» эксперты из регионов России и ряда стран мира обсуждают проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений.
На одной из площадок прошла дискуссия «ВЭД и человеческий капитал: как растить кадры и компетенции».
Целью панельной сессии было обсудить:
- конкуренции на глобальном рынке: компетенции, которые позволяют мыслить и оперировать глобально;
- роль власти, бизнеса и учебных заведений в подготовке кадров для экспортноориентированных предприятий;
- как бизнес может влиять на образовательный процесс: опыт сотрудничества ведущих вузов и компаний;
- экспорт образовательных услуг.
«Стартап как лего»
Оскар Ягафаров, директор технопарка Morion Digital (Пермь), что перспективный ресурс для экспорта в регионе – «технологическое предпринимательство».
«Мы занимаемся IT в широком смысле слова. У нас на площадке сейчас трудится порядка 5 тыс. человек. Технологические предпринимательство является драйвером современного российского экспорта. Мы не можем легко повторить успех западных технопарков, но мы сейчас создаем вокруг себя систему технологических технопарков. Мы запустили такой формат работы – собери свой стартап как лего. Нужно показать студентам, что это легко, хотя, конечно, все поначалу будет не так, как у Илона Маска. Например, мы взаимодействуем с Promobot – они рассказывают студентам как правильно собрать и продать роботов», – рассказал Оскар Ягофаров об опыте своей компании.
«Дуальная система – это правильно»
Арсений Уралов, президент Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ (Москва) рассказал о миссии, которая возложена на государственные структуры.
«Миссия ассоциации является работа на ранней стадии – это когда в работе формируется понимание, что такое бизнес, и приходит осознание себя как коммерсанта. 2020 год будет Годом предпринимательства, и сейчас все живут в логике нацпроектов. Главная цель – увеличение доли трудящихся в малом и среднем бизнесе», – сказал Арсений Уралов.
Он отметил основные направления в современном образовании: «сейчас оно делится на два потока – обучение иностранных студентов и подготовка для внутренних и внешних рынков команд, которые готовы к разработке проектов. В этой логике начала формироваться повестка создания кадров. У нас есть 13 регионов в России, где вообще нет бизнес-инфкубаторов, но обстановка меняется. Мы готовим в логике «стартап как диплом» несколько проектов. Проектная деятельность как отдельная дисциплина сейчас [пока имеется – авт.] не в каждом вузе. Дуальная система – это правильно».
По словам эксперта «мы должны стремится к тому, чтобы формировать стартапы и команды, которые могли бы быть конкуретноспособными, и в том числе на международном уровне. Нужно сделать так, чтобы ребята не покидали границ страны. Но у нас сейчас работа разделяется: одно направление – работа с Западом, а другая – с Китаем. И ребята уезжают, это факт (обычно – в Европу). Китай – огромный внутренний рынок, им нужна фундаментальная наука с большими инвестициями, они вливают именно в профессорский состав. У них – китайцев – жилка предпринимательства в крови. Только в прошлом году в Китае было зарегистрировано более 300 тыс. компаний по IT. Но у них проблема: у них нет методики и фундаментальной науки. А запад готов выкупать готовые команды».
«Получают второе высшее? Не знают, что делать с первым!»
Ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин сказал, что доступность бесплатного образования прямо связана с уровнем подготовки зачисляемых студентов.
«В ближайшее время предстоит увеличение числа студентов на 20%. В нашем университете последние три года число бюджетных мест растет. В следующем году оно увеличится на 100 мест. Был бы очень сильный рост – у нас бы упало качество приема: мы уже почти добрались по среднему баллу по ЕГЭ [при зачислении – авт.] к 75 – это почти уровень губернской стипендии: порядка 500 человек у нас в этом году с губернаторской стипендией», – сказал ректор ПГНИУ.
Дмитрий Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН считает, что некоторые тенденции в современном образовании вызывают вопросы.
«Происходит не совсем оправданное смешение понятий в сфере образования. Мы говорим об образовании классическом и корпоративном – это абсолютно разные вещи. Корпоративное образование имеет не совсем образовательные функции – это скорее для того, чтобы люди смогли внутри компании быстрее адаптироваться к правилам работы и работали эффективнее. Есть свое обучение у Яндекса и Сбербанка, а обучение с продуктами практикуют на западе с IT-компаниями. А классическое образование – то, которое на протяжении всей жизни – это я считаю утопией. Это большей части людей никогда не пригодится: если человек получает второе образование, он точно не знает что делать с первым», – считает Дмитрий Офицеров-Бельский.
По его словам, сфера образования будет отставать от «переднего края» развития: «вузы никогда не смогут дать правильные компетенции. Есть выход из этой ситуации, например если компании будут учить вместе с Высшей школой экономики. Но если мы говорим о реальном развитии человеческого капитала, то пример компании Google будет самым адекватным – развитие человека, обучение его распоряжаться собственными временем и собственными, не связанными с компаниями проектами. А если мы говорим о классическом образовании, то оно должно позволять ему также саморазвиваться».