Кадрам нужны современные компетенции
Материалы выпуска
В работе МЭФ'19 в Перми приняли участие эксперты из 16 стран Рынок Прикамье пока не удвоит объем экспорта, но есть растущие отрасли Рынок Иностранные покупатели ответили, почему России трудно продавать за рубеж Экспертиза Кадрам нужны современные компетенции Решения Регионы – драйверы роста для глобальных рынков HI-Tech? Компетенция
Решения Пермский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Кадрам нужны современные компетенции

Эксперты считают, что сфера образования всегда будет отставать от «переднего края» развития, но у компаний есть выход, как научить сотрудников работать над проектами.

На площадке «Завод Шпагина» эксперты из регионов России и ряда стран мира обсуждают проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений.

На одной из площадок прошла дискуссия «ВЭД и человеческий капитал: как растить кадры и компетенции».

Целью панельной сессии было обсудить:

  • конкуренции на глобальном рынке: компетенции, которые позволяют мыслить и оперировать глобально;
  • роль власти, бизнеса и учебных заведений в подготовке кадров для экспортноориентированных предприятий;
  • как бизнес может влиять на образовательный процесс: опыт сотрудничества ведущих вузов и компаний;
  • экспорт образовательных услуг.

«Стартап как лего»

Оскар Ягафаров, директор технопарка Morion Digital (Пермь), что перспективный ресурс для экспорта в регионе – «технологическое предпринимательство».

«Мы занимаемся IT в широком смысле слова. У нас на площадке сейчас трудится порядка 5 тыс. человек. Технологические предпринимательство является драйвером современного российского экспорта. Мы не можем легко повторить успех западных технопарков, но мы сейчас создаем вокруг себя систему технологических технопарков. Мы запустили такой формат работы – собери свой стартап как лего. Нужно показать студентам, что это легко, хотя, конечно, все поначалу будет не так, как у Илона Маска. Например, мы взаимодействуем с Promobot – они рассказывают студентам как правильно собрать и продать роботов», – рассказал Оскар Ягофаров об опыте своей компании.

«Дуальная система – это правильно»

Арсений Уралов, президент Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ (Москва) рассказал о миссии, которая возложена на государственные структуры.

«Миссия ассоциации является работа на ранней стадии – это когда в работе формируется понимание, что такое бизнес, и приходит осознание себя как коммерсанта. 2020 год будет Годом предпринимательства, и сейчас все живут в логике нацпроектов. Главная цель – увеличение доли трудящихся в малом и среднем бизнесе», – сказал Арсений Уралов.

Он отметил основные направления в современном образовании: «сейчас оно делится на два потока – обучение иностранных студентов и подготовка для внутренних и внешних рынков команд, которые готовы к разработке проектов. В этой логике начала формироваться повестка создания кадров. У нас есть 13 регионов в России, где вообще нет бизнес-инфкубаторов, но обстановка меняется. Мы готовим в логике «стартап как диплом» несколько проектов. Проектная деятельность как отдельная дисциплина сейчас [пока имеется – авт.] не в каждом вузе. Дуальная система – это правильно».

По словам эксперта «мы должны стремится к тому, чтобы формировать стартапы и команды, которые могли бы быть конкуретноспособными, и в том числе на международном уровне. Нужно сделать так, чтобы ребята не покидали границ страны. Но у нас сейчас работа разделяется: одно направление – работа с Западом, а другая – с Китаем. И ребята уезжают, это факт (обычно – в Европу). Китай – огромный внутренний рынок, им нужна фундаментальная наука с большими инвестициями, они вливают именно в профессорский состав. У них – китайцев – жилка предпринимательства в крови. Только в прошлом году в Китае было зарегистрировано более 300 тыс. компаний по IT. Но у них проблема: у них нет методики и фундаментальной науки. А запад готов выкупать готовые команды».

«Получают второе высшее? Не знают, что делать с первым!»

Ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин сказал, что доступность бесплатного образования прямо связана с уровнем подготовки зачисляемых студентов.

«В ближайшее время предстоит увеличение числа студентов на 20%. В нашем университете последние три года число бюджетных мест растет. В следующем году оно увеличится на 100 мест. Был бы очень сильный рост – у нас бы упало качество приема: мы уже почти добрались по среднему баллу по ЕГЭ [при зачислении – авт.] к 75 – это почти уровень губернской стипендии: порядка 500 человек у нас в этом году с губернаторской стипендией», – сказал ректор ПГНИУ.

Дмитрий Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН считает, что некоторые тенденции в современном образовании вызывают вопросы.

«Происходит не совсем оправданное смешение понятий в сфере образования. Мы говорим об образовании классическом и корпоративном – это абсолютно разные вещи. Корпоративное образование имеет не совсем образовательные функции – это скорее для того, чтобы люди смогли внутри компании быстрее адаптироваться к правилам работы и работали эффективнее. Есть свое обучение у Яндекса и Сбербанка, а обучение с продуктами практикуют на западе с IT-компаниями. А классическое образование – то, которое на протяжении всей жизни – это я считаю утопией. Это большей части людей никогда не пригодится: если человек получает второе образование, он точно не знает что делать с первым», – считает Дмитрий Офицеров-Бельский.

По его словам, сфера образования будет отставать от «переднего края» развития: «вузы никогда не смогут дать правильные компетенции. Есть выход из этой ситуации, например если компании будут учить вместе с Высшей школой экономики. Но если мы говорим о реальном развитии человеческого капитала, то пример компании Google будет самым адекватным – развитие человека, обучение его распоряжаться собственными временем и собственными, не связанными с компаниями проектами. А если мы говорим о классическом образовании, то оно должно позволять ему также саморазвиваться».