Компания Fresh Auto, не так давно пришедшая в Краснодарский край, хочет кардинально изменить рынок автомобилей с пробегом в России - вытеснить всех «серых» игроков, заменив их профессионалами.
- Рынок автомобилей с пробегом долгое время считался очень традиционным и зачастую воспринимался как удел частников и перекупщиков. Возможно ли изменить эту ситуацию?
- Да, вторичный рынок в России - на 90% «серый», он нецивилизованный и подчас опасный. Хотя в разных регионах эта цифра сильно меняется. Региональный покупатель, как правило, не привык переплачивать, у него сложился стереотип, что в автосалонах дорого и везде обманываю. Надо признать, что нередко это действительно так.
Поэтому процесс переформатирования рынка очень сложный. Чтобы повысить его уровень, надо, в первую очередь, предъявлять очень высокие требования к себе. Надо не думать о каких-то сверхдоходах в ближайшие 3-5 лет, а настраивать бизнес на потребителя. Если говорить о Fresh Auto, то мы именно такой стратегии и придерживаемся.
- Что удалось изменить вашей компании?
- Fresh Auto работает уже 12-й год, и продажа автомобилей с пробегом - это наша основная специализация. Начинали свою деятельность в Москве, но около трех лет назад стали активно продвигаться в регионах, в т.ч. в Краснодарском крае.
За эти годы мы внедрили очень многое из того, что сейчас является нормой для рынка. Можно сказать, что мы стали родоначальниками цивилизованного вторичного авторынка в России.
Примеров можно привести много. Когда мы заходили в Воронежскую область, то доля профессиональных игроков не превышала 1%. Сейчас это 10%-12%. Мы и сами получили определенную долю на рынке, и другие игроки стали на нас равняться. Восприятие потребителя также изменилось: автолюбители все чаще стали приобретать транспортные средства у профессиональных игроков, а не на условных авторынках, где всегда существуют проблемы и риски для потенциального покупателя.
- Почему другие компании равняются на вас, когда речь заходит об автомобилях с пробегом?
- Потому что равняться принято на лучших. Мы доказываем динамикой роста, что наша модель работает. Автомобильный рынок на 90% - «серый», а мы выступаем за его эволюцию. Чем больше будет цивилизованных игроков, тем лучше - и потребителю, и бизнесу. Мы не считаем, что «пробежный» рынок делится на конкурентов - мы не можем быть друг другу конкурентами, но мы можем быть партнерами. И наша позиция - моя позиция, как руководителя компании - это максимальная открытость, как с клиентом, так и с партнерами. Постоянный диалог, поиск лучших решений развития, динамики - чтобы клиент это видел и выбирал профессионала, а не «серый» рынок.
- Какие именно новшества вы внедрили?
- Наша гордость - это интерактивный блок, который позволяет осуществлять интерактивную продажу и покупку автомобиля.
Например, при посещении салона нашему клиенту будут доступны не условные 200-300 автомобилей, которые есть в наличии, а 2000 машин, которые есть во всем стоке компании. Это большой ассортимент и хороший выбор. В результате, жители многих субъектов РФ могут приобрести автомобили даже дешевле, чем они стоят в их регионах.
Для нас нет разницы, в каком ценовом сегменте работать - мы ищем то, что нужно конкретному региону. У нас есть все автомобили - от эконома до luxury, несколько эксклюзивных автомобилей и даже ретро.
- Не рискует ли покупатель, приобретая машину не глядя?
- Наоборот, это самый безопасный способ приобретения автомобиля.
Перед тем как подписывать договор доставки, мы рассказываем об автомобиле все в мельчайших подробностях. Не в наших интересах недоговаривать или умалчивать о каких-либо недостатках автомобиля. Потому что у Клиента есть право отказаться от выбранного автомобиля, в случае если его фактическое состояние отличается от заявленного при интерактивной презентации. В этом случае все расходы по логистике автомобиля ложатся на компанию.
Все процедуры в нашей компании абсолютно прозрачны и безопасны, для клиента нет никаких рисков. Все автомобили проходят полную предпродажную подготовку, а также техническую и юридическую экспертизу.
- Какие преимущества есть для клиентов, которые хотят продать машину?
- Главное преимущество компании Fresh Auto в том, что мы даем клиенту максимально выгодную цену за его автомобиль. У нас есть возможность отправить транспортное средств в другой регион, где оно пользуется большим спросом и, соответственно, стоит дороже.
Например, в Краснодарском крае очень любят белые автомобили, а в Воронежской области большим спросом пользуются французские и китайские машины с пробегом. Премиум-сегмент наиболее популярен в Москве. В Липецке средний чек автомобиля не превышает 350 тыс. рублей, а в Краснодаре он в районе 1 млн рублей.
Благодаря этому, внутренние региональные рынки не могут с нами конкурировать, потому что мы можем предложить клиенту очень разнообразную географию. Сейчас Fresh Auto работает в семи регионах - везде разные ликвидность и спрос на отдельные модели. Мы устраиваем внутренний аукцион, где лучшая цена для клиентов становится лучшей ценой сделки.
- Как строится развитие компании в регионах? Есть ли приоритет для каких-то субъектов РФ?
- Выход в регион во многом зависит от местных факторов, например, от локации. Мы предъявляем серьезные требования к площадкам, на которых планируем работать: это должно быть хорошее здание с прилегающей территория не меньше одного гектара и всей инфраструктурой (моечный комплекс, предпродажная зона подготовки, техническая зона). Такие площади, как оказалось, есть не везде.
Когда мы находим подходящую локацию, то начинаем изучать регион: смотрим динамику, конкурентов и так далее. В первую очередь обращаем внимание на потребности конкретного региона и стараемся органически вписаться в них, чтобы работать в установившемся ценовом сегменте.
Вторая важнейшая составляющая бизнеса - это логистический процесс. Мы стремимся развивать наши представительства в рамках одной географической территории. Например, с открытием филиала в Ставрополе мы полностью закрываем т.н. южный хаб. За Урал, к примеру, мы не выходим, потому что там логистика пока у нас не налажена. Но в ближайшие год - полтора мы планируем развивать и этот регион - сначала Екатеринбург, дальше Пермь, Челябинск, а потом будем выходить в Сибирь.
Это связано с тем, что мы зарабатываем не на спекуляции (купи дешевле, продай дороже), а на логистике. Мы зарабатываем за счет правильных бизнес-процессов, за счет перемещения автомобилей из одного региона в другой, за счет сжатых сроков и минимальных цен.
Скажу прямо: конкурентов у нас не так много. Благодаря специфике нашей работы, мы можем выходить в практически любой город.
- Каковы перспективы развития автомобильного рынка в Краснодарском крае?
- В Краснодаре мы наблюдаем гигантский рост и каждый месяц наращиваем свои объемы примерно на 100%. Надеемся, что так будет продолжаться и дальше.
Для нас Краснодарский край - вторая локация в России по важности и объемам и один из приоритетных рынков. Здесь относительно низкая доля профессиональных игроков, если сравнивать со столицей. Машины просто передаются из рук в руки. Поэтому потенциал для нас огромный - как с точки зрения развития бизнеса, а так и в плане решения социальных задач, повышения уровня цивилизованности рынка.
Поэтому на краснодарский рынок смотрим с большим вниманием. Мы видим большой потенциал и хотим доказать краснодарцам, что мы не случайно сюда пришли, что у нас есть большие планы. Наша задача - завоевать не только долю рынка, но и сердца людей, показать современные стандарты работы.
Это касается и первичного рынка. У нас очень высокие требования: компания Fresh Auto начально заняла в Краснодаре премиум-нишу, став владельцами дилерского центра Infiniti. Нам необходимо этому соответствовать - и в плане сервиса, и подхода, и клиентоориентированности.
- Какие задачи Fresh Auto ставит для себя на рынке новых автомобилей? Какие бренды вы предполагаете развивать?
- Сейчас мы выступаем дилером пяти марок: Ford, Mercedes,Mitsubishi, Infiniti и KIA. У нас нет глобальных амбиций по рынку новых автомобилей. Да, мы планируем развивать это направление, но не спеша. И если будет адекватный дистрибьютор. К сожалению, с этим есть проблемы.
Некоторые дистрибьюторы смотрят на мир сквозь розовые очки и не понимают, что дилер должен быть партнером, а не рабом своего вассала. Рынок сильно изменился: у тех, кто сегодня не понимает, что главный человек - это клиент, будущего уже нет.
- Какими личными принципами вы руководствуетесь в жизни и в бизнесе?
- Для меня, как и для многих, самое главное в жизни - это семья. Нужно любить своих близких, никогда не обижать их и всегда находиться с ними в единении. Сложно думать о бизнесе, когда у тебя тылы не прикрыты.
Второй важный принцип - быть честным по отношению со всеми, никогда не обманывать. И дело даже не в моральной стороне вопроса, любой обман - это самообман. Это мешает развиваться, на обмане не построишь отношения.
Третий принцип - постоянное саморазвитие. Мы находимся в постоянном поиске того, что можно сделать лучше. У нас многие руководители, когда приходят на работу, играют в игру «Найди 10 недостатков». Они ходят по салону и смотрят что не так: урна стоит без пакета или администратор не так, а потом устраняют обнаруженные недостатки.
Поиск постоянного самоулучшения, как мне кажется, это один из самых важных принципов любого человека.