Компетенция , Пермский край ,  
0 

«Расширение соцпакетов»: эксперты о трендах на рынке ДМС в Прикамье

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

В III квартале 2023 года премии по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) в России превысили 42 млрд руб. Это на 18% больше, чем годом ранее. Этому во многом способствовали работодатели, которые заключили почти в три раза больше договоров. Таким образом компании пытаются удержать и привлечь работников в условиях дефицита на рынке труда, отмечат аналитики ЦБ РФ. Какие тренды сложились на рынке ДМС в Прикамье? Какой отпечаток на это наложила пандемия? И с какими вызовами сталкиваются страховщики и медорганизации в связи с уходом с рынка поставщиков оборудования и комплектующих? — РБК Пермь рассказали эксперты в рамках круглого стола.

В обсуждении приняли участие:

  • Максим Пивоваров, Директор пермской клиники «Альфа-Центр Здоровья»;
  • Наталья Пищальникова, директор Прикамского филиала страховой компании «Согласие»;
  • Юлия Старцева, Директор консалтинговой компании PROXY, финансы и аудит;
  • Анна Бахарева, исполнительный директор «Клиники Эксперт Пермь»;
  • Татьяна Леонтьева, Заместитель директора — Руководитель блока ДМС пермского филиала АО «АльфаСтрахование».

Неизбежный рост цен

Общероссийская тенденция на сегодняшний день такова, что в регионах выросла стоимость абсолютно всех услуг, отметила в самом начале беседы Наталья Пищальникова. Тарифы по полисам ДМС не стали исключением. По словам эксперта, это связано с тем, что изменились и сами цены на медицинские услуги.

«Наш продукт опирается на наши партнерские взаимоотношения с лечебными учреждениями. Инфляция составила 20-25%. Это выше фиксировнного уровня, который озвучен ЦБ. В целом, тарифы поменялись на 5-10%, не выше. При этом дополнительно появились иные возможности, которые позволяют снижать уровень полиса за счет дополнительных опций», — отметила Наталья Пищальникова.

Оптимизация затрат

Максим Пивоваров поддерживает тезис о том, что сохранение контрактных обязательств крайне важно. Глава клиники подчеркнул, что повышение цен происходит ежегодно, но не выше, чем на тот уровень, который согласован в контрактах. Фактически, получается, что медучреждение отбивает лишь процент инфляции.

«Мы стараемся оптимизировать наши затраты. Это делается для того, чтобы удерживать ценовую политику в том же русле, что и было. Нам важно сохранить клиентскую базу. Основной путь, который позволяет удерживать цены — это пересмотр поставщиков, расходных материалов, инструментария, оборудования», — поделился Максим Пивоваров.

Мода на обследования

Глобальных изменений предпочтений у клиентов, по мнению Максима Пивоварова, не наблюдается. Стоматология как была, так и остается самой востребованной услугой в ДМС. При этом стал очень популярен выезд на дом. На это повлияла ситуация с пандемией. Диспансеризация и чекапы тоже стали более популярны у работодателей. Тренд на последние заметила и представитель другой клиники — Анна Бахарева.

«Действительно, мы сейчас настолько лояльны, что мы не выбираем только малый или средний бизнес. Наши программы сейчас удовлетворяют запросы любого клиента. Это, например, разработка различных чекапов (комплексных обследований организма). Сейчас работодателям очень важно сохранять своих сотрудников, чтобы они были на рабочих местах, чтобы они не болели. В частности, в зимний сезон — это профилактика вирусных заболеваний», — отмечает Анна Бахарева.

По словам представителя рынка, чекапы, которые разрабатываются совместно со страховыми компаниями, конечно же удовлетворяют и более серьезные запросы — это и профилактика сердечно-сосудистых болезней и онкозаболеваний.

Кроме того, участники круглого стола говорят о том, что в пандемию на первый план активно вышла и телемедицина. Востребованными также являются онлайн-кабинеты для записи и услуга «второе мнение». Это когда собирается спектр анализов и по тому диагнозу, который установлен на месте, формируется экспертный стол. По итогу, клиенту не требуется посещение сторонних специалистов. Свою оценку прямо в клинике дают эксперты высокой квалификации федерального уровня. Они же выдают окончательное заключение.

Но стоит отметить, что ДМС — это все-таки страховой продукт, а не подарок. Соответственно, и услуги оказываются только по наступлению страхового случая, делает акцент Максим Пивоваров.

Максимальное разнообразие

Другой эксперт — Татьяна Леоньтева также считает, что основная задача сейчас — это предложить клиентам такие условия, наполнение программ страхования, перечень медорганизаций, которые позволят им максимально расширить действующие соцпакеты.

«Я не могу сказать, что страховые компании ужесточили свои требования, даже с точки зрения тарифообразования. Сейчас отмечается оживление на рынке ДМС. По итогам 9 месяцев 2023 года мы видим, что совокупный объем рынка вырос на 28-30%. Это следствие того, что предприятия, в том числе МСП, начали активно использовать этот финансовый инструмент», — приводит статистику Татьяна Леонтьева.

Инструмент лояльности

По мнению Юлии Старцевой ДМС — это еще и хороший инструмент лояльности в компании. Например, работодатель может премировать сотрудника посредством ДМС. В частности, путевкой на оздоровительное лечение. И в отличие от обычной премии, она НДФЛ облагаться не будет. Тем самым, работодатель экономит свои финансы. Второй момент, когда работодатель отчисляет в страховую компанию на ДМС 6% от фонда оплаты труда (ФОТ). Эти деньги также можно поставить в колонку затрат для работодателя. И тем самым, уменьшить свою налогооблагаемую базу.

«История с разрывом отношений со старыми поставщиками затронула и бюджетные клиники. Однако частные клиники быстрее стараются найти новые источники поставок медикаментов, комплектующих, оборудования. Благодаря тому, что программа ДМС поддерживается государством, она очень эластична. Я считаю, что она как раз способствует тому, чтобы наша медицина развивалась. Гибкость ДМС привлечет новых пользователей, не только работодателей, но и простых людей. Это инвестиция в потенциал здоровья нашего населения», — резюмировала Юлия Старцева.