Инструменты , Пермский край ,  
0 

Отрасль дорожного строительства в Прикамье — новые лидеры и аутсайдеры

Отрасль дорожного строительства в Прикамье — новые лидеры и аутсайдеры
Рекордные объемы дорожного строительства в 2017 году определили лидеров рынка и указали на его особенности.

Миллион квадратных метров свежего асфальта в Перми и 11 млрд рублей Дорожного Фонда Пермского края. С одной стороны, строительная отрасль получила масштабные средства на развитие, с другой — заявляет о проблемах, созданных долгой стагнацией.

Сосчитали на дорожку

Дорожный фонд Пермского края в 2017 году составил более 11,4 млрд рублей.Он был увеличен на ближайшие три года в том числе за счет неиспользованных в 2016 году средств. Из фонда 2017 года более 6,7 млрд рублей запланировано на строительство и реконструкцию дорог регионального уровня, 4,7 млрд — на дороги местного уровня.

Для сравнения, из бюджета региона в 2016 году на расходы дорожного фонда направлялось 9,3 млрд рублей (в том числе 1,7 млрд рублей федеральных средств), однако исполнение составило лишь 6,8 млрд рублей или 72,6%. В 2015 году дорожный фонд был исполнен на 87,3% (израсходовано 6,9 млрд рублей из 7,9 млрд рублей), в 2014 году — на 90,3% (исполнено 6,5 млрд рублей из 7,2 млрд рублей).

Участники рынка говорят, что снижение начальной цены на аукционах — нормальная рыночная конкуренция, в которой выиграют крупные игроки. «Большие объемы дорожного строительства помогают отрасли развиваться. Другое дело, что в 2017 году работам мешает дождливое лето», — говорит председатель правления компании Start City Group Александр Кашеваров.

Мнение участников рынка разделилось, так, в мелких строительных компаниях РБК Пермь заявляли, что в результате аукционов произошло серьезное снижение цены на 10-15%, в некоторых случаях — более 30%. В то же время растут цены на строительные материалы и технику, об этом говорят все игроки рынка. Из-за невыгодных условий контрактов подрядчики говорят о рисках срывов сроков выполнения работ.

Как сообщил РБК Пермь директор ООО «АБЗ №1» Евгений Негодин, цены на битум у поставщиков выросли на 55%, на инертные материалы — на 15%, транспортные расходы — дали рост до 30%.

Дороги дошли до края

Регион завершил распределение средств в июле. В рамках «дорожного сезона» региональными властями заключено 66 госконтрактов с 43 подрядчиками на общую сумму в 6,7 млрд рублей. Две трети объема получили три компании.

За пять лет рынок дорожного строительства в Пермском крае радикально изменился. Если раньше можно было говорить о попытке создания монополии в отрасли, то в 2016 году она завершила свое существование. 6 марта 2017 года арбитражный суд Пермского края ввел в отношении крупнейшей дорожной компании — ЗАО «Юкон Груп» процедуру наблюдения. ЗАО в свое время объединило крупных игроков рынка — ООО «Строительно-монтажное управление № 34», ОАО «Пермавтодор» и ОАО «Пермдорстрой». На этих предприятиях также введена процедура наблюдения. Их владельцами и руководителями являются экс-депутаты законодательного собрания Пермского края Владимир Нелюбин, Сергей Пантелеев и Алексей Чикунов.

В дорожно-строительной отрасли в Прикамье сегодня, по словам экспертов, работает три крупных игрока. Это Мостоотряд-123, входящий в федеральный ЗАО «Уралмостострой», директор — Юрий Истягин; ряд дорожно-строительных компаний, аффилированных ПАО «Метафракс» Армена Гарсляна, в том числе — ООО «Строительная компания «Химспецстрой»; также это ООО «Строительно-коммерческая фирма «АТМ» Айка Аветисяна. В 2017 году эти компании стали лидерами рейтинга дорожно-строительных работ, получив подряды на суммы от 2,2 млрд рублей (обход Чусового) до 724 млн рублей (Восточный обход Перми). Объемы других подрядчиков значительно меньше. Интересно, что Чикунов в 2016 году возглавил совет директоров ООО «Строительная компания «Химспецстрой».

«Мы видим как возрождается дорожно-строительная отрасль, рассчитываем на появление новых игроков. Рынок готов к тому объему, который разыгрывался в дорожном строительстве до 2012 года, при Олеге Чиркунове (экс-губернатор Пермского края, — РБК Пермь). Тогда мы строили в разы больше ежегодно», — считает руководитель Мостоотряда №123 Юрий Истягин.

Средства не попали в цель

Самые большие объемы дорожных работ в сезоне 2017 года — в Перми. Крупные контракты разыграны на севере края, в Коми-Пермяцком округе, в Пермском районе. Кроме того, в 2017 году активно идут ремонтные и строительные работы на федеральных трассах.

На конец июля 2017 году выяснилось, что если в региональном центре аккумулировать ресурсы дорожных строителей под требуемые объемы возможно, то в территориях это сделать сложнее.

В Перми условным результатом дорожного сезона 2017 года называют «миллион квадратных метров». Больше всего средств направлено на реконструкцию участка улицы Героев Хасана, на объект запланировано порядка 500 млн рублей. Порядка 400 млн — ремонт Северной дамбы с заменой трамвайных путей и контактной сети. Третий крупный объект — реконструкция набережной Камы. Не обошлось и без «проблемных» объектов. Из-за низкой квалификации подрядчика отменены результаты аукциона на ремонт Коммунального моста. Очерское ООО «Техноград» не смогло доказать свою квалификацию и представить необходимую для проведения работ технику.

По объемам выполненных работ только два муниципалитета освоили средства на 100%, 19 районов — в диапазоне 50-100%, еще 22 территории — 20-50%, в четырех муниципальных образованиях этот показатель не превысил 20%. По словам министра транспорта Прикамья Николая Уханова, Александровский, Кунгурский и Чердынский районы, а также город Березники оказываются в зоне риска по дорожному строительству.

Риски второго по доходам в регионе муниципалитета — Березников — зависят от строительства нового микрорайона «Любимов». Основной объем дорожного строительства связан с переселением с левого берга на правый из аварийной зоны. В остальных случаях дело в низкой квалификации как самих муниципальных заказчиков, так и подрядчиков. В качестве причин низкого уровня освоения средств, главы муниципалитетов называют отмену конкурсных процедур и их повторное объявление. Итоги дорожного сезона будут подведены уже в августе.


Как говорят участники рынка, все ли качественно и вовремя завершат работы на объектах, покажет начало осени, когда будет массово происходить приемка работ. Строители отмечают — они могут выполнить и больше объемов в один сезон, другое дело, что властям муниципалитетов будет сложнее регулировать графики дорожного сезона — автомобилисты активно выражают недовольство перекрытием трасс в сезон.

 

Инструменты Что им стоит дом построить: почему отрасль уходит в молчание
Содержание
Закрыть