В основе концепции Мастер-плана — отказ от расширения городских территорий в пользу их уплотнения, отказ от развития «частного сектора» (или «субурбий») в пользу строительства малоэтажных домов. Как считается, такой подход влияет на развитие экономики городов. Он делает городское пространство комфортным для общения, ведения бизнеса и обеспечения благоустройства микрорайонов.
Мастер-план начали разрабатывать в 2008 году при участии двух проектировочных компаний из Нидерландов, KCAP Architects & Planners и Bureau Alle Hosper, а также финской компании Pöyry. За 2009-2010 годы на разработку Генплана и Мастерплана города из бюджета Перми было направлено более 145 млн рублей.
Политический заложник
Мастерплан, призванный быть документом развития, стал заложником политических коллизий и смены команды управленцев в городе и в регионе, говорят эксперты РБК Пермь. При этом, документ был оценен специалистами в градостроительстве как качественно проработанный. Он послужил толчком для создания подобных мастер-планов другими крупными городами России, такими как Москва, Самара, Красноярск. Ключевые проекты, заложенные в план развития Перми, набережная, овраги и долины малых рек, Камская долина, эспланада и железнодорожный вокзал Пермь II. Отметим, что сегодня, в том числе, сохранены те же приоритеты развития, часто с теми же подходами, что и в Мастерплане.
Спустя десять лет некоторые параметры основного документа города, такие как этажность и зонирование, используются скорее для манипуляций девелоперов и политических многоходовок. Озвученные параметры используются по отдельности, как самостоятельные нормативы и способы регулирования.
Забыт при выработке градостроительных решений и сам документ, и основной его посыл, что комфортная городская среда может быть создана только при условии системного подхода. Параметры регулирования не могу использоваться по отдельности, они будут друг другу противоречить и в итоге не выполнят свою функцию, говорят эксперты.
«Введение одного параметра не повлечет серьезных изменений в градостроительстве, всегда будут отклонения, даже большим числом параметров всю городскую среду не переделать. В данном случае, мне кажется, лучше сделать «идеально» один кусочек, и потом этот опыт транслировать, а не покрывать абстрактным показателем весь город», - считает идеолог Мастерплана Перми, ведущий эксперт MLA+ Андрей Головин.
Об этом же неоднократно говорили представители девелоперов и строительных компаний: «Очевидно, что городу необходим инструмент регулирования градостроительства, но не нужно принимать его единым для всех районов города и настолько быстро. Нужно проработать каждый район, микрорайон и квартал», - заявлял генеральный директор ОРСО-групп Михаил Бесфамильный.
Уплотнители действительности
Во время публичных слушаний по введению коэффициента плотности застройки Перми архитектор Игорь Луговой также не раз приводил в пример наработки градостроителей Москвы. Здесь единовременно ввели сразу три норматива относительно каждого квартала города: коэффициент плотности, высотность и коэффициент общественных территорий. Эти нормативы прописаны по каждому участку города, а не едины для всего мегаполиса. Город, если он развивается, не может подчиняться единым параметрам и в местах исторической застройки, и в спальных районах.
В 2012 году ввели ограничения высотности строительства новых жилых зданий в Перми. Они не должны были превышать 20 метровой отметки. К 2017 году были построены десятки новостроек, фактически ни один проект не был приведен в соответствие с этой нормой. Это и стало причиной конфликта летом 2017 года, когда у депутатов Пермской думы возникли вопросы по реализации Мастер-плана Перми, когда некоторые его параметры были исполнены за пять лет не более, чем на 20%.
«Главное, что при разработке нормативов, не учитывается творчество, все говорят только об арифметике. Сложно представить себе городскую архитектуру без творческого подхода», — подчеркнул директор МКУ «Институт территориального планирования» («ИТП»), архитектор Сергей Шамарин.
Читайте классиков, все уже написано
Архитектор Владимир Соловьев и государственный и хозяйственный деятель Анатолий Солдатов в середине двадцатого века говорили о необходимости благоустройства городских территорий в Перми. «За нами горький опыт старых городов, за нас наука благоустройства — мы не только можем, — мы должны создать город более совершенный, последний не только во времени, но и по духу» (Вл. Семенов «Городское благоустройство»).
Директор пермского авиастроительного завода № 19 имени И. Сталина и руководитель региона Солдатов, что интересно, занимался развитием города Молотова (Перми) в 1940-1952 годах в той же логике, которая получила продолжение и в Мастер-плане в 2010 году. Приоритетами двух стратегий стали основание в экономическом центре города микрорайона с современными жилыми домами, коммерческими первыми этажами (встроенные магазины «Гастроном», «Товары для детей» и другие), развитие загородного парка (парк имени М. Горького) и реконструкция театра оперы и балета.
При Анатолии Солдатове Пермь получила любимейшую по сей день променадную зону в центре Перми — это аллея Комсомольского проспекта. Он архитектурно обрамлен перспективой в две стороны на доминанты — к Каме на Кафедральный собор и в сторону Комсомольской площади — на «башню смерти» — здание управления внутренних дел Молотовской области было построено в 1952 году.
Что построишь, за то и заплатишь
Отдельным остается вопрос содержания этого свободного пространства и площадей общественного назначения. По данным городской администрации содержание одного квадратного метра общей земли обходится бюджету в 70 рублей в год. Это более 20 млн рублей в год на содержание только Комсомольского проспекта, без учета текущего и капитального ремонта. В итоге мы видим неосвоенные пустыри в центре города, огромные не благоустроенные пространства.
«Уже три года в Татарстане введена программа благоустройства в муниципалитетах. И их опыт показывает, как происходит процесс изменения организации взаимодействия муниципалитетов, жителей и малого бизнеса. Сначала происходила самое обыкновенное украшательство, но сейчас мы видим, что степень вовлеченности жителей и бизнеса в обустройство общественного пространства растет», - прокомментировала архитектор-урбанист, Координатор проектов MLA+ Яна Голубева. По ее словам в Татарстане лучше темпы благоустройства показывают малые поселения (до 5 тысяч человек), «потому что они лучше знают свое место, знают, что нужно сделать и быстро реагируют», - поясняет эксперт.
Город парковочных карманов
Андрей Головин считает, что у города появилась потребность смены ориентира. «Необходима смена парадигмы: от «приспособление города к автомобилю» к «приспособлению использования автомобиля к городской среде», - отмечает он. По словам эксперта, жителям Перми уже давно нужно принять, что реальная стоимость машины — это несколько больше, чем ее цена в автосалоне. В нее входит содержание, хранение автомобиля в дневное и ночное время.
По данным, озвученным председателем ассоциации «Пермские строители» Виктора Суетина, сейчас застройщики продают машиноместа в среднем по 300-400 тысяч рублей, что значительно ниже себестоимости их строительства.
Архитектор Сергей Шамарин отмечает, что в Мастерплане, на основе которого был принят Генеральный план Перми, был «голландской наработкой». В нем есть вещи, которые невозможно реализовать в условия нашего климата, например, дома коридорного типа. «Создание дополнительного общественного пространства — цель достижимая. Европейцам трудно представить наши свободные пространства, им они кажутся пустырями, - говорит Шамарин. - Эффективно использовать эти территории можно, нужен только интерес со стороны инвесторов — это и прописано в Мастерплане. Но у нас пока не было механизмов для привлечения инвесторов, не было интереса к творческой работе над созданием городского пространства».