«Сколько можно кофе варить!» Как вести успешный бизнес в условиях Перми
Материалы выпуска
Проблема не в экономике: поддержка бизнеса в крае есть, но нужна другая Экспертиза Реальность и амбиции. Малый и средний бизнес создает 5% экспорта Прикамья Инструменты «Сколько можно кофе варить!» Как вести успешный бизнес в условиях Перми Компетенция Вернуть из Торонто в Пермь. Эксперты HR думают, как сохранять кадры Решения Пермские дети представили проекты, для которых ищут инвесторов Решения
Компетенция Пермский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Сколько можно кофе варить!» Как вести успешный бизнес в условиях Перми

Известные предприниматели поделились мнениями, как выбирать идею для своего дела, и рассказали, есть ли у бизнеса «с пермской пропиской» шансы быть «на волне».

В первый день форума «Дни пермского бизнеса» на дискуссионной площадке «Современный бизнес. Пермский старт» обсудили, чем хорошо и чем плохо развивать свое дело в регионе. Модератором разговора выступил декан факультета менеджмента и бизнеса РМЦП Дмитрий Шишкин, основными спикерами стали Алексей Зубахин (коммерческий директор ООО «ПЗТО», сфера металлообработки), Николай Харин (директор сервиса голосовых рассылок «Zvonobot»), Сергей Шевшелев (директор ООО «Инплайн», оказывающего различные услуги бизнесу), Олег Кивокурцев (директор по развитию компании «Промобот», выпускающей роботов-промоутеров) и Руслан Хабибуллин, директор МКУ «Пермский центр бизнеса».

В центре дискуссии оказались вопросы, ответы на которые ищут многие молодые предприниматели, стремящиеся к успеху – особенности рождения бизнеса в современных условиях, как оценить потребности рынка и найти новую нишу для развития дела, как продвигать свой продукт на современном рынке, как понять, успешен ли бизнес и т. п.

Что делать, если все уже придумано

Трудно вспомнить в современной истории период, в который пермские предприниматели были бы полностью довольны условиями, созданными для ведения бизнеса. Как правило, текущие обстоятельства предприниматели оценивают как экономически сложные, при этом рынки меняются стремительно, и те услуги и продукты, на которых можно было хорошо заработать вчера, сегодня оказываются невостребованными.

Какой бизнес сегодня развивается, какой имеет будущее в Перми? Организаторы форума во время работы дискуссионной площадки провели интерактивное голосование. Слушатели и спикеры решили, что самое перспективное направление – это бизнес в сфере информационных технологий, второй по популярности – производственный бизнес.

В открытом диалоге спикеры не дали универсального рецепта, в пользу какого бизнеса делать выбор. Однако мнения участников на эту проблему оказались схожими.

«Блокчейн уже не актуален, а искусственный интеллект, big data, IT – все эти направления самые перспективные. Что касается традиционного бизнеса, то мне кажется перспективным полимерное производство, пластик, машиностроение – это все будет востребовано. Мне также нравится Hand Made, мебель. Мелкосерийный бизнес – это круто. Сколько можно кофе варить?», – сказал Олег Кивокурцев.

Николай Харин считает, что в выборе дела жизни следовать моде – ложный путь: «нужно заниматься тем, от чего тебя «прет». Нельзя идти куда-то, где тебе кажется трендово.

Даже в умирающих бизнесах можно найти новые доходы – мы вот занимаемся, к примеру, смс-рассылкой». Его мнение разделяет и Сергей Шевшелев, утверждая, что «нужно себя реализовывать там, где тебе комфортно».

Уезжать нельзя остаться

Остаться в Перми, или уехать в столицу, а то и за рубежи Родины – этот вопрос в последнее время тоже обсуждается очень часто. Краевые власти не раз признавали, что в Перми готовят хороших специалистов, но вот удержать их в регионе очень сложно. Участники дискуссии оказались единодушны в том, что сегодня совсем не обязательно куда-то ехать, чтобы заработать на своем конкурентном продукте.

«В Москве можно сделать пять встреч, но жить там не возможно. Но с Москвой можно работать даже из деревни. У нас действительно прекрасная логистика, и можно быстро доехать до любой точки города. Также на руку, что в Перми мало развлечений. Кажется, сама погода говорит «работай!». Делать здесь больше нечего», – считает Николай Харин.

Но при этом, по мнению эксперта, работая в Перми, нельзя ограничиваться теми знаниями и возможностями, которые можно получить в регионе.

«Важно уделять внимание посещению мероприятий, которые могут дать полезные знания. С прошлого бизнес-форума, к примеру, я «унес» контракт на миллион рублей (в перспективе – еще на 9 млн). Деньги при желании можно найти. В Перми толком нормально бизнесу не учат – есть единицы экспертов, которые могут что-то полезное рассказать, – говорит Николай Харин. – В Перми, где населения всего миллион, а средняя зарплата – 30 тыс., очень сложно делать бизнес. Если вы хотите делать бизнес, нужно сделать ставку на IT, чтобы входить на Москву, где средняя зарплата в два – три раза больше. В мире миллионы и миллиарды зарабатывать просто – нужно просто взять и что-то сделать. Не боитесь браться и делать, ехать в Москву. Не сидите в Перми – у нас мало полезных знаний, нужно постоянно ездить на бизнес-конференции».

По словам Олега Кивокурцева, можно создавать продукт, успешный не только в России, но и за ее пределами, работая в Перми.

«Все операции сейчас проходят по интернету. Мы не думаем где-то открывать офис – у нас нет ни одного офиса. Важно иметь открытую медийную платформу, важно показать свое лицо покупателю... В Перми очень развита логистика, университеты выпускают хороших специалистов, и зарплаты у этих специалистов меньше, чем в Москве. Пермь удобна с точки зрения инфраструктуры. Переезжать «с концами» — это нелогично», – говорит эксперт.

«Аренда, стоимость рабочей силы в остальных регионах намного выше чем в Перми. Все перевозки у нас из Пермского края – так разумнее и дешевле», – утверждает Сергей Шевшелев.

Во второй день форума его участники обсудили еще одну сторону проблемы удержания перспективных специалистов в регионе. Дискуссия на эту тему прошла на площадке «HR»: «Я выбираю Пермский край? Я выбираю Пермский край!».