Деловой климат в 2016 году не способствовал развитию бизнеса, поэтому даже те бизнесы, которые развивались «не благодаря, а вопреки», — это скорее единичные случаи. В сегменте В2С мы видим, что предприниматели вполне оптимистичны и по-прежнему экспериментируют с «малыми формами» — появляются старт-апы в сфере розницы, ресторанной деятельности, досуга, туризма, но серьезных достижений нет. Недостаточный спрос — вот основная причина, которая не добавляет ни предпринимательского оптимизма, ни амбиций.
Можно говорить о трех источниках трендов, первый среди которых - это влияние так называемой четвертой промышленной революции. Здесь локальным компаниям придется либо адаптироваться, либо умереть — цифровизация, роботизация, умные вещи и системы вытеснят менее эффективные технологические решения довольно быстро. Второй источник трендов — это приход компаний, внешних по отношению к Перми, на локальные рынки. Этому тренду пока противостоит довольно сильное сопротивление локальной потребительской культуры — например, представители федеральной розницы «приживаются» скорее плохо, особенно в среднем и высоком ценовых сегментах. Забавна и история прихода в Пермь глобальных брендов - например, пока совершенно не приживается Uber, считающийся в мире бизнесом, подрывающим привычные устои индустрии городского такси.
Сервис городских перевозок Uber появился в Перми в июле 2016 года. Представитель компании Uber в Пермском крае Евгения Шипова отметила, что «появление таких инновационных сервисов (как Uber – прим. РБК +) благоприятно сказывается и на экономике города. Доступность поездок и высокое качество сервиса увеличили спрос на эти поездки среди пользователей — по нашим оценкам объем рынка персональных перевозок увеличился как минимум на 30%. Это дает новые экономические возможности для основного или дополнительного заработка водителей».
И, наконец, локальные тренды — складывается ощущение, что появляется мода «на пермскость» в хорошем смысле, что локальные игроки и бренды, объединяясь, реализуют наиболее выигрышные стратегии на локальном рынке. Здесь можно привести и пример фестиваля Kamwa, который, как зонтик, объединил множество пермских компаний — производителей и представителей сферы услуг, и удивительный опыт создания парфюмерии художественным руководителем Театра Оперы и Балета им.Чайковского.
Директор фестиваля Kamwa Наталья Шостина: «За десять лет существования Фестиваль Kamwa во многом изменился, оставаясь при этом верным своей идее-миссии. Удалось стать известным культурным брендом Перми, одним из рейтинговых этнофестивалей России, сохранить уникальность. Kamwa всегда старается идти в ногу со временем и соответствовать новым трендам. Именно поэтому сейчас мы делаем особый акцент на событийный туризм, активный отдых, продвижение пермских брендов и продуктов на фестивальных площадках. Kamwa пережила эксперимент культурной революции и как региональный культурный проект доказала свою устойчивость. Сейчас стоит задача не только поддерживать уровень фестивального контента, но и развивать интеграцию пермского бизнеса в ежегодное культурное событие».
На мой взгляд, развитие будет там, где будет меняться спрос: он будет расти «в ширину» в части более эффективных, более экономных решений в сфере В2В. По-прежнему, регулирование издержек — это основная задача компаний в условиях падения потребительского спроса почти на всех рынках. И те, кто помогает бизнесу быть эффективнее и экономнее — востребованы. Рост «в глубину» за счет модернизации будет происходить в тех секторах и отраслях, где заметную роль начинает играть цифровая экономика — от сферы кинопроката до сложных цифровых решений в рекламной сфере, например. «Цифра» меняет кардинально те бизнес-модели, которые привычны для рынка, и это происходит очень быстро. Например, на наших глазах банковская отрасль все быстрее уходит в сферу цифровых технологий, а банкинг — своего рода индикатор для всех остальных связанных с ним отраслей.
2017 год для многих станет годом проверки устойчивости бизнеса. И основной парадокс заключается в том, что, чтобы пройти этот год «без потерь», многим компаниям придется сильно измениться — стать более клиентоориентированными, менее расточительными, более предусмотрительными в части финансового планирования. А это требует изменений и некоторого нарушения привычного порядка, угрожая устойчивости.