Уходящей осенью Пермь получала не только трагические заводские новости, как взрыв на пороховом заводе. Это были и радостные вести, например о том, что долги Мотовилихинских заводов выкупает корпорация «Ростех».
В октябре 2018 года власти Прикамья оценили архитектурную концепцию нового культурно-рекреационного пространства на территории мотовозоремонтного завода имени Шпагина. Тренд сформирован и городской повесткой — в октябре 2018 года в Перми пройдет Исторический форум под тем же флагом. Кроме научных докладов на темы промышленного прошлого, будут и вполне актуальные — в частности, о повышении производительности труда.
На заседании круглого стола на выставке «Заводская Пермь 1918-1968», где представлено доблестное прошлое промышленных предприятий города, а с плакатов того времени призывают к победе коммунистического труда, было предложено сравнить как раньше и как сегодня развивается промышленность.
Идея поместить в хорошо освещенное и комфортно обустроенное коммерческое пространство то, что всегда казалось неэстетичным, грязным и непонятным (цитата из отзывов посетителей выставки) — а именно станки и детали, спецодежду и образцы изделий пермской оборонки, входит в полемику с мировым, правда, уже уходящим трендом на реновацию производственных помещений.
С 1990–ых годов в Европе принялись за порты и шахты, позже за цеха заводов и гаражи. Здесь великолепно звучит рок-музыка, можно создать гигантскую инсталляцию, поиграть с дополненной реальностью и запустить лазерное шоу. За это время наработан огромный опыт, который докатился и до Перми. «Заводы, запахи, звуки» — прошлогодняя экспозиция в PERMM, концерты Валерия Платонова и Теодора Курентзиса в цехах заводов.
Подробную проработку концепции будущего пространства на территории «Ремпутьмаша» доверили Пермской художественной галерее, Музею современного искусства PERMM, и Пермскому краеведческому музею. Они и станут якорными резидентами будущего музейно-образовательного кластера.
Что интересно, промышленная тематика в этом кластере не предусмотрена. Хотяранее властями рассматривался вопрос о создании политехнического музея, промышленного музея, и следы этих размышлений сохранились на компьютерах исполнителей распоряжений. Вдогонку им, уже в новом круге, выступила некоммерческая организация «Ретро-гараж». Ее руководитель Александр Черепанов собрал мнения представителей академического сообщества о необходимости сохранения технического наследия Пермского края для будущих поколений. В его проекте, предлагается совместить 140 –летний юбилей паровозоремонтного завода им. Шпагина с созданием на его территории Технического музея, ядром которого можно сделать железнодорожную экспозицию: паровозы, локомотивы, вагоны, наполнив их историческими экспозициями. Идея логична и технична, но дойдут ли руки до её рассмотрения? Тут как раз по осени — уникальную коллекцию, именуемую в народе «кладбище паровозов» в районе деревни Шумково, растащили на металлолом.
Авторский коллектив выставки «Заводская Пермь», открытой в центре города , возле ЦУМа, предложил свое видение темы. Посчитав, что 50 лет превращают любое изделие пермских заводов в раритет, артефакт и произведение технического искусства. Ими и наполнены залы выставки. Карбюратор и гироскоп, логарифмическая линейка и арифомометр, то, что производилось и то, чем и кем производилось. «Заводская Пермь» интригует уже при входе сдвинутым занавесом, воспроизводящим деревянную арку стоявшую когда-то в Перми. На арке бренд советских времен — знак «Крепи оборону страны советов». Вместе с пейзажем за аркой это воспринимается как своеобразный портал в закрытый город Пермь. Выставка располагает уникальными экспонатами секретных производств. Правда, шпионов просят не беспокоиться: все, что здесь представлено было под строжайшим секретом примерно до …1968 года.
Но многое станет открытием даже для пермяков, которые последние сто лет считали , что живут в промышленном центре. Например, оказывается, белые халаты первыми в стране надели рабочие- моторостроители. И было это еще в 1934 году. А уже в 1937 на заводе № 19 впервые был применен конвейер. В годы войны делались специальные детские станки, и был установлен рекорд — 15 летняя девочка сделала 963 детали за смену!
Открытий много — главное всё можно потрогать руками и окунуться в славное прошлое. Начиная с дореволюционных времен. Когда рабочих награждали царским кафтаном, а вместо пропуска использовались металлические жетоны.
Заводчане – умельцы в экспозиции представлены крупным планом — в фотографиях, наградных документах, на работе и на отдыхе. Воспроизведен уголок мастера. Ну и всё это происходит на фоне промышленных пейзажей, к которым так привыкли ( или уже отвыкли?) горожане. Они написаны Виктором Кузиным, Максимом Титовым, Кириллом Зибницким.
Всё это очень нравится детям и молодежи. А еще их учителям, которые сначала проверяют выставку на себе, а потом уже приходят с классом.
Вот что пишут молодые посетители выставки Дима и Маша: «Данная экспозиция оказала огромное впечатление, заставила проникнуться духом времени и побывать в заводской среде — знакомой с рождения каждому жителю нашего промышленного города. Спасибо за удовольствие!».
Другие высказывания более категоричны: «Выставку необходимо сохранить», «У нашего города великое прошлое», «Хотелось бы, чтобы такая выставка работала на постоянной основе» и «Требуем продолжения!».
По словам организатора выставки «Заводская Пермь 1918-1968», руководителя АНО ЦРКП «Пермский стиль» Варвары Кальпиди, выставка задумывалась в интересах заводчан. А заводское прошлое есть у многих: Руководитель ПРОО «Камва» Наталья Шостина получила специальность гироскописта, первое место работы блогера Дениса Галицкого – судозавод «Кама», известный скульптор Алексей Залазаев работал в цехе № 7 «Мотовилихинских заводов».