Компетенция , Пермский край ,  
0 

Банковская цифровизация в тренде

Банковская цифровизация в тренде
Аналитики указывают банкам на необходимость цифровизации бизнеса за 2-3 года. По прогнозам консалтинговой компании Boston Consulting Group в ближайшие пять лет 30% выручки банков будет получено через цифровые каналы.

В первом полугодии 2018 года банки страны заработали 634 млрд рублей прибыли, что на 17,7% меньше результата первого полугодия прошлого года. Об этом свидетельствуют материалы Банка России. На показатели прибыльности банков повлияло множество факторов. Так, по данным регулятора, результат стал таким из-за показателей банков, которые проходят процедуру финансового оздоровления. Если их не учитывать, то прибыль за первое полугодие составила бы 880 млрд рублей.

Несмотря на снижение прибыли в банковском секторе наметились положительные сдвиги, связанные с позитивной динамикой кредитования, отмечают эксперты в банковской сфере. Так, рост кредитного портфеля физических лиц составил 9,2%, а юридических лиц - 4,0% (без учета валютного курса на 1,6%). Отмечается позитивная динамика необеспеченных потребительских ссуд (рост составил 7% за 5 месяцев 2018 года), ипотечного портфеля (+8,5% за 5 месяцев 2018 года) и кредитования МСП (рост на 6,9% за 5 месяцев 2018 года).

Отмечают три основных тренда, характеризующих ситуацию в банковском секторе. Во-первых, процентный спред в банковском секторе продолжает снижение по кредитам физическим лицам. Во-вторых, рост кредитования физических лиц происходит на фоне слабой динамики роста реальных располагаемых доходов населения, что в дальнейшем несет потенциальные риски взрывного роста уровня просроченной задолженности. В-третьих, на фоне роста просроченной задолженности юридических лиц, долгосрочное кредитование остается непривлекательным. В целом за 4 года падение реальных располагаемых денежных доходов населения РФ составило 11% от уровня 2013 года, по итогам 6 месяцев 2018 года рост составил всего 3,2%.

По данным ДОМ.РФ за 6 месяцев 2018 года выдано 663,4 тыс. ипотечных кредитов на сумму 1,3 трлн рублей. Это на 57% больше, чем за 6 месяцев 2017 года в количественном выражении, и на 69% – в денежном, а около 14% составляет доля рефинансирования. Это означает, что рынок ипотеки растет, прежде всего, за счет новых заемщиков. Рост ипотечных кредитов происходит на фоне слабой динамики по реальным располагаемым денежным доходам и на фоне увеличения НДС с 2019 года, который напрямую окажет влияние на семейный бюджет. Продолжение этой тенденции приведет к существенному росту уровня просроченной задолженности в момент «вызревания» кредитов через 1,5-2 года.

Процентный спред по кредитам юридическим лицам остановился на уровне 3%. Такой уровень процентов по кредитам характерен как для займов сроком свыше 1 года, так и кредитам до одного года (в основном на пополнение оборотных средств).

Как отмечают аналитики, банки не горят желанием выдавать долгосрочные кредиты на инвестиционные цели при сопоставимых ставках кредитования по краткосрочным кредитам.

Это объясняет низкие темпы роста кредитования предприятий (+4% за первое полугодие 2018 года, +1,6% без учета валютного курса). Кроме того, желание расширять кредитование реального сектора ограничивает рост просроченных долгов, : по итогам 6 месяцев 2018 года просроченная задолженность юридических организаций выросла на 8,7% до 2 112 млрд рублей, а ее уровень вырос на 0,3% до 6,7%.

Как выбрать банк?

Одним из индикаторов эффективности банка являются кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств (Fitch, Moody`s, Standard & Poor’s) на уровне B и выше, а также национальных (Эксперт РА, АКРА) рейтинговых агентств на уровне BBB- и выше.

В своих пресс-релизах рейтинговые агентства достаточно подробно освещают деятельность банка и заостряют внимание на его сильных и слабых сторонах.
Кроме того, в текущих трендах банковского сектора РФ существенными факторами, характеризующими надежность банка, являются прибыльность и величина капитала.

Капитал банка, как еще один индикатор «здоровья» банка, и связанный с ним норматив достаточности капитала свидетельствуют о запасе прочности в случае возможных потрясений в банковской системе страны.

Курс на цифровизацию 

Еще одним индикатором успешности банка не только сейчас, но и в будущем является его соответствие современным тенденциям. Так, в 2018 году эксперты указали банкам на необходимость цифровизации бизнеса за 2–3 года.

Эксперты Boston Consulting Group предупредили банки о необходимости срочной цифровизации своего корпоративного бизнеса и предложили три направления трансформации. В противном случае банки не смогут показывать приемлемую доходность. По прогнозам консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) в ближайшие пять лет 30% выручки в мировом традиционном корпоративном банкинге будет получено исключительно через цифровые каналы. При этом у корпоративных банков есть два-три года для того, чтобы провести комплексную цифровую трансформацию, и российские банки с этой точки зрения не отстают от своих западных коллег, а в ряде направлений вовсе являются пионерами, следует из нового отчета BCG «Мировой корпоративный банковский бизнес: как достичь успеха с помощью цифровизации» (есть в распоряжении РБК). 

Аналитики BCG выделяют три наиболее эффективных направления цифровой трансформации для корпоративных банков. Во-первых, это цифровизация всего взаимодействия клиента и банка, что принесет выгоду как с точки зрения удовлетворенности клиентов, так и с точки зрения затрат на внутренние процессы. Второе направление предполагает использование цифровых инструментов для поддержки продаж, таких как удаленный интерфейс клиентского менеджера, динамическое ценообразование, использование искусственного интеллекта для цифровизации рутинных операций и другие. Наконец, банкам необходимо выстроить систему управления большими данными и адаптировать к новым требованиям IT-архитектуру.

Банковская цифровизация в тренде
  

Евгений Ощепков, заместитель председателя Правления

банка «Урал ФД»:

- Банковский сектор в России по уровню цифровизации весьма развит. Сегодня технологии - это самый главный фактор формирования среды. Поэтому в работе мы учитываем несколько общероссийских тенденций. Во-первых, консьюмеризацию. Банк стремится делать продукты и сервис максимально адаптированными под потребности своего клиента. И это непрерывный процесс. Мы постоянно дорабатываем наш интернет-банк, сокращаем время проведения платежей и принятия решений по кредитам.

Во-вторых, учитываем происходящую демократизацию в IT-сфере. Порог входа в цифровой индустрии упал. Сегодня можно относительно недорого внедрить современное и технологичное решение. Например, в этом году банк «Урал ФД» очень быстро запустил портал банковских гарантий, используя готовое коробочное решение. Оно позволило оперативно и с меньшими затратами запустить новый онлайн-продукт, необходимый для предпринимателей по всей России.

В-третьих, мы наблюдаем изменения структуры бизнеса на всех рынках. Поэтому «Урал ФД» корректирует собственную бизнес-модель, фокусируясь на малом и микро бизнесе, исполнителях государственных контрактов. Для этого мы ищем новых поставщиков и партнёров, расширяем географию присутствия. «Урал ФД» системно запускает новые цифровые банковские сервисы, совершенствует онлайн каналы (интернет-банк и мобильный банк), работает над внутренними процессами и технологиями, позволяющими исключить ошибки и ускорить время обработки транзакций клиентов.

Инструменты Заводские тренды: шпионов просят не беспокоиться
Содержание
Закрыть