Решение , Пермский край ,  
0 

Бизнес и власть обсудили развитие электротранспорта в Пермском крае

Бизнес и власть обсудили развитие электротранспорта в Пермском крае
Пермский край входит в число лидеров регионов РФ по числу электромобилей, но власти по-прежнему делают упор на развитие этой отрасли. Как стимулировать общество к переходу на более экологичный транспорт – в материале

Предложение со стороны отечественного производителя на рынке электротранспорта, проблемы и преференции для отрасли, а также развитие специализированной инфраструктуры — это основные темы круглого стола, который состоялся в рамках совместного проекта «РБК Бизнес-день». Мероприятие, ставшее дискуссионной площадкой для власти и бизнеса, организовано редакциями РБК Пермь и РБК Петербург.

Развивающийся регион

Согласно статистике, по итогам 2023 года в Пермском крае зарегистрировано более 700 новых электрокаров, в 2022 на учет поставили 1,6 тыс. таких авто. Совокупно сейчас в регионе их более 2,5 тыс. В Перми доля владельцев электрокаров составляет 0,7%, по России — 1,25%. Пермский край входит в топ-5 субъектов РФ по количеству электромобилей.

Еще в начале дискуссий руководитель направления привлечения инвесторов Агентства инвестиционного развития Пермского края Виталий Светлаков рассказал о беспрецедентных мерах поддержки отрасли. Так, с 2022 года по поручению губернатора в Прикамье всем владельцам электрокаров положены налоговые льготы — 7 лет покупатели электромобиля освобождены от налога на транспорт.

Руководитель направления привлечения инвесторов Агентства инвестиционного развития Пермского края Виталий Светлаков
Руководитель направления привлечения инвесторов Агентства инвестиционного развития Пермского края Виталий Светлаков

«Это существенные меры поддержки для физлиц, чтобы стимулировать переход на электротранспорт. Что касается зарядной инфраструктуры, с 2023 года Пермский край участвует в пилотном проекте Минэкономразвития по субсидированию электрозарядных станций для инвесторов. Меры поддержки в виде субсидий говорит о том, что если вы ставите зарядную станцию, то 60% государство вам может компенсировать в виде прямых денег. И до 30% на техническое присоединение. В общей сложности на установку одной зарядки предусмотрено субсидий в размере 2,7 млн руб. Это ощутимая поддержка подобных инвестиционных проектов. Я обращаю внимание на то, что это поддержка именно быстрых зарядных станций», — отметил Виталий Светлаков.

Он добавил, что на конец прошлого года в Прикамье была установлена 31 зарядная станция, в планах на 2024 год — еще 35 объектов инфраструктуры. В регионе «Корпорация ПСС» реализует приоритетный инвестпроект на 31 зарядную станцию. Уже готовы 14 станций, которые будут установлены в Пермском крае, а весь 2024 год компания посвятит доукомплектации.

Заместитель директора по стратегическому развитию АО ППМТС «Пермснабсбыт» («Корпорация ПСС») Наталья Азовских
Заместитель директора по стратегическому развитию АО ППМТС «Пермснабсбыт» («Корпорация ПСС») Наталья Азовских

«Планы у нас на 2024 год большие. Сейчас мы считаем необходимым начать работу над медленной зарядной инфраструктурой. Пока она никак не поддерживается и не субсидируется на государственном уровне. Здесь мировой опыт показывает, что надо переходить на установку зарядных хабов в паркингах, в торговых центрах, в ЖК. Это тренд, который нам сейчас нужно подхватить. Однако здесь мы ничего сделать не можем, поэтому я на круглом столе, в том числе, чтобы обсудить с коллегами-застройщиками, сетевыми компаниями эти процессы, потому что пока они не очень быстро двигаются», — поделилась заместитель директора по стратегическому развитию АО ППМТС «Пермснабсбыт» («Корпорация ПСС») Наталья Азовских.

Генеральный директор российского оператора зарядной инфраструктуры Sitronics Electro Андрей Гурленов отмечает, что Пермский край является достаточно быстро развивающимся регионом с точки зрения и электротранспорта, и зарядных станций. Однако население региона не замечает этого.

Генеральный директор российского оператора зарядной инфраструктуры Sitronics Electro Андрей Гурленов
Генеральный директор российского оператора зарядной инфраструктуры Sitronics Electro Андрей Гурленов

«Мы видим, что за счет увеличения количества электрозарядных станций на трассах средняя загрузка на них в отдельных регионах снижается. Это означает, что зарядная инфраструктура развивается быстрее, чем растет количество электромобилей. Однако по результатам проводимых нами опросов, 90% людей говорят, что для пользования электромобилями им недостаточно инфраструктуры. Поэтому, на наш взгляд, сегодня главная задача общества — популяризация информации о том, что станции для заряда электромобилей действительно есть и их достаточно для того, чтобы водители могли не переживать о зарядке», — пояснил Андрей Гурленов.

Помощь от застройщиков

По мнению Натальи Азовских, нормативная база, легкое давление со стороны государства и субсидии — это именно те драйверы, которые сейчас нужны для развития сегмента медленных зарядных станций. Представитель отрасли объясняет, что многие застройщики пока не очень охотно идут на установку таких станций, но есть и те, кто понимает необходимость. Они закладывают установку зарядных станций в проект, не дожидаясь принятия на законодательном уровне. Один из таких примеров — это пермский застройщик ПЗСП.

Директор по развитию АО «ПЗСП» Андрей Мущинкин
Директор по развитию АО «ПЗСП» Андрей Мущинкин

«Специфика девелоперской деятельности заключается в том, что мы проектируем и строим в течение последующих 3-5 лет то, что потом будет существовать 50-100 лет. Как люди будут жить через 50 лет — я не знаю. Поэтому при проектировании строительства мы оцениваем какие-то гипотезы. Одна из них заключается в том, что количество электротромобилей будет увеличиваться, соответственно, наша задача сделать жизнь людей с электрокарами в ЖК комфортной. Электрозарядка на территории комплекса поможет нам привлечь покупателей и в конечном счете продать квадратные метры дороже», — отмечает директор по развитию АО «ПЗСП» Андрей Мущинкин.

Представитель застройщика уверен, что для жителей многоквартирных домов иногда проблема с зарядкой нерешаема. В некоторых случаях станции запрещает установить управляющая компания, конфликты могут возникнуть и из-за места размещения. В данном случае есть альтернатива — это индивидуальный дом. По мнению Мущинкина, у жителей ИЖС расходы на транспорт достаточно большие. В этом случае покупка электромобиля становится оправданной, даже если стоимость самого электрокара значительно превышает стоимость обычного автомобиля. Поэтому сейчас компания прорабатывает проект, связанный с индивидуальными домами.

Коммерческий директор одного из крупнейших федеральных игроков по производству электрозарядных станций — E-PROM Марат Нургалиев в свою очередь отмечает, что несмотря на достаточно развитую инфраструктуру на Урале, в столице Прикамья «зарядок» их компании пока немного. Причина — нежелание застройщиков вкладываться в развитие данной инфраструктуры. Однако в скором времени все может кардинально измениться.

Коммерческий директор  E-PROM Марат Нургалиев
Коммерческий директор E-PROM Марат Нургалиев

«Пока видим, что установка в ЖК медленных зарядных станций производится застройщиками точечно и в небольших количествах. Тем не менее мы можем предположить, что уже в этом году и в 2025-м количество таких объектов кратно возрастет. У нас работает очень мощная группа разработчиков, мы можем предлагать индивидуальные решения. У нас есть продукты и в части зарядных станций, и в части управления и распределения мощностью. Очень актуально для таких объектов. Учитывая то, что направление активно развивается в вашем регионе, мы готовы сотрудничать», — сказал Марат Нургалиев.

Банки также считают отрасль перспективной и готовы в нее инвестировать — как в строительство инфраструктуры, так и в производство электрозарядных станций. 

Начальник управления развития регионального бизнеса Банка «РОССИЯ» Оксана Тихомирова
Начальник управления развития регионального бизнеса Банка «РОССИЯ» Оксана Тихомирова

«Чтобы поставить процессы на «рельсы», без поддержки правительства не обойтись. Я считаю, что совместными усилиями правительства РФ, финансовых институтов и производителей мы можем обеспечить развитие отрасли. Дальше отрасль за счет конкуренции сама себя сможет развивать», — подвела итоги заместитель директора департамента — начальник управления развития регионального бизнеса Банка «РОССИЯ» Оксана Тихомирова.

Горизонт планирования

Еще одной немаловажной проблемой, которая сейчас остается в отрасли, является большая концентрация зарядных станций в черте города и отсутствие их в региональной сети, отмечает руководитель салона электромобилей Parkk Виталий Гордеев.

Руководитель салона электромобилей Parkk Виталий Гордеев
Руководитель салона электромобилей Parkk Виталий Гордеев

«Нам необходимо выработать схему. Не просто однобокой электрозарядной инфраструктуры — быстрой и медленной — а в комплексе. Наши клиенты сейчас спрашивают о том, как они смогут эксплуатировать машину на дальние расстояния, заряжать ее возле дома и работы. Я думаю, что необходимо вместе с «Корпорацией ПСС», с которой мы уже сотрудничаем, разработать схемы, в том числе между городами. Что касается самой скорости зарядок, здесь проблем нет. Если раньше мы заряжались в центре города за час, то сейчас автомобиль заряжается за полчаса, можно проехать еще 500 км. Технология развивается, инфраструктура развивается, но хотелось бы, чтобы зарядные станции устанавливались и между городами», — считает Виталий Гордеев, компания Parkk.

Например, компания ООО «ЭМ Рус», создатель и производитель первого российского электрогрузомобиля EVM PRO, выходит постепенно на проектные мощности. Уже выпущено 70 электрогрузомобилей, они работают в разных регионах России и в разных сферах бизнеса. Однако в компании считают, что для успешной реализации планов по переходу на электротранспорт, также необходимо развивать междугороднюю инфраструктуру.

Генеральный директор и учредитель «ЭМ Рус» Илья Рашкин
Генеральный директор и учредитель «ЭМ Рус» Илья Рашкин

«Есть два ключевых драйвера развития электротранспорта — это инфраструктура и меры господдержки. Считаю, что отрасль необходимо субсидировать, причем, как в части легкового транспорта, так и коммерческого. Причем, акцент в распределении госсубсидий важно отдавать российским производителям,» — рассказал генеральный директор и учредитель «ЭМ Рус» Илья Рашкин.

В ответ на это Виталий Светлаков пояснил, что на сегодняшний день одним из неформальных условий для получателей приоритетных инвестпроектов в Прикамье в части придорожного сервиса является установка зарядной инфраструктуры для электромобилей. Например, это условие распространяется на таких игроков, как «Газпромнефть» и «Татнефть».

«Более того, на сегодня в регионе уже есть шесть сформированных площадок, которые отвечают всем требованиям в части земли, дороги, близости к населенному пункту. Там есть необходимый трафик от региональных и федеральных трасс. Мы эти площадки будем предлагать крупным федеральным инвесторам, а муниципалитет будет предоставлять кадры. Формула простая: земля, ресурсы, люди и субсидии. С точки зрения электрозаправки, мы даем еще льготную аренду по земле и инвестиционный налоговый вычет. Все условия для инвесторов созданы», — говорит Виталий Светлаков.

Палки в колесах

Одним из ключевых и завершающих тем дискуссии стали факторы, которые по-прежнему отделяют клиентов от покупки электромобиля. Здесь, по мнению директора по корпоративным продажам ООО «Форвард-Авто» Натальи Котовой, важно разделять покупателей на два основных типа. Физические лица и корпоративные клиенты — таксопарки и каршеринги.

Директор по корпоративным продажам ООО «Форвард-Авто» Наталья Котова
Директор по корпоративным продажам ООО «Форвард-Авто» Наталья Котова

«Я уже больше 20 лет продаю машины корпоративным клиентам, работаю почти со всеми крупными парками Перми. На моих глазах происходит следующая ситуация. Когда у нас появился «Эвалют» отечественного производства, все таксопарки делали очень большие ставки. Говорили, вот сейчас мы все купим «Эвалюты» и минимизируем расходы на обслуживание автомобилей. И вот первый пермский таксопарк, который у нас приобрел два этих автомобиля, он на этом остановился. По какой причине? Во-первых, рядом с таксопарком, естественно, хочется поставить зарядную станцию, чтобы таксист мог зарядить автомобиль, пока он оформляет документы, проходит медосмотр. Но земля, где хотели разместить электрозарядные станции, принадлежит «Пермблагоустройству». Согласовать на ней установку было нереально. Тема закрылась», — рассказывает Наталья Котова.

Кроме того, по словам эксперта, существуют определенные сложности в обслуживании автомобилей, поскольку на сегодняшний день дилера «Эвалюта» в Перми нет. Да и сама стоимость электромобиля, несмотря на субсидирование, зачастую в два раза превышает бензиновые аналоги. Сами таксопарки видят и еще один весомый недочет. Заряда батареи хватает на 300-400 километров, а норма, которую «накатывает» таксист за рабочую смену превышает ее в разы. Тем не менее, несмотря на многочисленные трудности относительно молодого сегмента элетромобилей в России, у отрасли достаточно большие шансы на стремительное развитие. А оно, в свою очередь, невозможно без регулярного открытого диалога между производителями, дилерами, застройщиками и региональными органами властями.

Бизнес-день РБК — межрегиональное мероприятие, организованное РБК Пермь и РБК Петербург совместно с Банком «РОССИЯ». Участниками мероприятия стали представители властей Пермского края, федеральных государственных и экспертных институтов, крупного и среднего бизнеса обоих регионов, а также финансовые структуры и общественные бизнес-объединения.

Решение «Дело в деньгах и людях»: промышленности не хватает ресурсов
Содержание
Закрыть