Пресс-релизы , Пермский край ,  
0 

«РБК Пермь» проведет круглый стол на тему нелегального оборота табака

«РБК Пермь» проведет круглый стол на тему нелегального оборота табака
Мероприятие пройдёт 24 апреля. В обсуждении примут участие представители федеральных структур, региональной власти и контролирующих органов

Круглый стол по теме: «Проблема нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции в Пермском крае: динамика, риски, меры противодействия».

24 апреля в 11:00 по местному времени (9:00 по мск) на площадке РБК Пермь пройдет круглый стол, посвященный теме нелегального оборота табачной продукции и никотинсодержащей продукции.

К участию в круглом столе приглашены руководители федеральных структур, органов исполнительной и законодательной власти Пермского края, краевых управлений МВД, Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы, представители общественных организаций и эксперты рынка.

По данным АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», доля незаконного оборота табачной продукции в Российской Федерации в 3-4 квартале 2024 года снизилась и составила 10,8% в пересчете на курящее население страны (во 2 кв. 2024 года — 11,3%). Снижение доли незаконного оборота в России обусловлено, главным образом, сокращением доли нелегального ввоза из стран ЕАЭС — 5,8% (во 2 кв. 2024 года — 6,4%).

По подсчетам экспертов отрасли, дополнительные доходы, которые государство получило благодаря продолжающемуся обелению рынка табачной продукции, составили около
22 млрд рублей в год в виде акцизов и других налоговых поступлений, а общие сборы 2024 года по всем видам подакцизной табачной и никотинсодержащей продукции по предварительным оценкам составят около 935 млрд рублей, что составляет почти 3% доходной части федерального бюджета.

Доля нелегальной табачной продукции в Пермском крае, по данным АНО ННЦК, в 3-4 квартале 2024 года составила 9,2%. Потери федерального бюджета от потребления нелегальной табачной продукции на территории Пермского края за 9 месяцев 2024 года составили 1,59 млрд рублей, что на 500 млн рублей больше, чем за аналогичный период 2023 года.

Проблема существует и на рынке никотинсодержащей продукции. В IV квартале 2024 года ННЦК проведено исследование российского рынка электронных систем доставки никотина и жидкостей для них (в том числе безникотиновых), а также электронных систем доставки никотина одноразового использования. По данным исследования, доля незаконного оборота такой продукции в России составляет 65,8% (в 2022 году — 79%), никотинсодержащей жидкости — 86,2% (в 2022 году — 93%). Доля контрафакта снижается, но остается на высоком уровне.

В ходе круглого стола будут озвучены иные актуальные данные по обороту нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции.

Участники дискуссии обсудят причины возникновения проблемы, динамику нелегального оборота, оценят имеющиеся риски и меры противодействия, а также обменяются мнениями о том, какие меры позволят усилить борьбу с нелегальной торговлей.

Будет рассмотрена правоприменительная практика правоохранительных и контрольно-надзорных органов, а также то, какой эффект дают недавние изменения в законодательстве в отношении производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.

Вопросы для обсуждения:

  1. ⁠Какие масштабы нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции наблюдаются в Пермском крае?
  2. ⁠Какие главные причины распространения нелегальной торговли табачными и никотинсодержащими изделиями в регионе?
  3. ⁠ ⁠Какие риски для населения и экономики края несет нелегальная торговля табаком и никотинсодержащей продукцией?
  4. ⁠ ⁠Какие меры предпринимаются государственными органами для борьбы с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции?
  5. ⁠ ⁠Какова роль правоохранительных органов в контроле и предотвращении нелегального рынка табака и никотинсодержащей продукции?
  6. ⁠ ⁠Какие практики взаимодействия между госорганами и бизнесом по защите потребителей и легального рынка существуют?
  7. ⁠ ⁠Как технологии могут помочь в борьбе с незаконным оборотом табачных изделий и никотинсодержащей продукции?
  8. ⁠ ⁠Какова перспектива изменения законодательства для более эффективного контроля за табачным рынком и рынком никотинсодержащей продукции?
  9. Как IT-технологии помогают сегодня делать оборот табачной и никотинсодержащей продукции прозрачнее?
  10. Каким образом институты гражданского общества участвуют в решении проблемы нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции?

Всесторонний разбор проблемы представителями власти, бизнеса и общественной сферы позволит лучше понять причины значительной доли нелегального рынка, а также увидеть пути дальнейшего развития законодательства и механизмов контроля, защищающих рынок и потребителя от проникновения нелегальной продукции.