
Конгресс организован экономическим факультетом ПГНИУ в партнерстве с дирекцией межвузовского кампуса «Будущее Пармы». Партнерами события выступили правительство и предприятия региона, в том числе — Пермская целлюлозно-бумажная компания.
Главной темой девятого Пермского экономического конгресса стала гуманизация экономики: благополучие человека и креативный капитал. Об этом шла речь в ходе пленарного заседания 13 марта и рабочих секций конгресса. Участников форума приветствовали ректор ПГНИУ Игорь Германов, первый заместитель председателя правительства Пермского края Ольга Антипина, депутат Государственной Думы РФ Игорь Шубин, декан факультета экономики ПГНИУ Татьяна Миролюбова.
«Экономика для человека» вместо «человек для экономики» — вот основной тезис, который был дан на открытии конгресса. Сегодня эти вопросы тесно связаны с запросом на инновационное развитие России. Ведь прорывных открытий и технологий невозможно достичь без высокого уровня жизни людей, развития интеллектуальных и творческих способностей.
«Сегодня меняется место человека в экономике. Из оператора производственных процессов человек становится созидателем, тем, кто вносит ключевые изменения в различные сферы жизни. Именно человек создает инновационные формы организации производства и управления. И здесь очень важными являются креативные способности, которые и позволяют делать научные открытия, менять технологии и внедрять инновации. А для России инновационный путь развития — это безальтернативный путь. Потому что если мы этого не сделаем, то окажемся далеко позади других ведущих стран», — отметила Татьяна Миролюбова.
Эти вопросы находятся в приоритете на высшем государственном уровне. Запрос на инновационность порождает ответ в виде креативности. Неслучайно, в августе 2024 года был принят новый закон «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации». Подробнее о его реализации рассказала на пленарном заседании заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Другие спикеры пленарного заседания осветили проекты в сфере экономики впечатлений, обсудили роль креативных индустрий в развитии малых городов и деревень. Отдельным предметом стало исследование концепции благополучия человека как важного фактора в достижении целей социально-демографического развития страны. Также поднимался вопрос внедрения модели клиентократии в государственное управление.
Отдельная сессия конгресса была посвящена креативному капиталу и инновациям в управлении. Спикерами выступили представили промышленных и IT-компаний, креативных индустрий, сферы культуры и искусства. Инновационные подходы помогают добиваться высоких результатов в самых разных отраслях, в том числе в целлюлозно-бумажной промышленности. Об этом участникам сессии рассказала советник генерального директора ПЦБК, кандидат экономических наук Татьяна Нелюбина.
Для управления сложными организационными и технологическими проектами в условиях высокой неопределенности на ПЦБК используются рефлексивные модели управления. Суть такого управления заключается в том, чтобы продвигаться к цели шагами. После каждого шага идет краткая рефлексия: «Что у нас получилось? Что не получилось? Что в следующий раз будем делать по-другому?». Правильное решение находится с помощью продуманного перебора возможных вариантов, исследования разных возможностей.
«Рефлексивный подход к управлению имеет свои плюсы. Результативность команд по проведению сложных модернизаций оборудования за три года выросла в 4 раза. Еще один успешный пример — переход с системы управления производством 1С: УПП на 1С: ERP. Реализация проекта заняла 3 месяца, более 500 пользователей были переведены на новую систему. Но такая результативность приходит не сразу, ей предшествует период проб и ошибок, к нему нужно быть морально и организационно готовыми. Тех, кто справится с первыми трудностями, ждет высокий результат и гордость за решение сложной задачи», — отметила Татьяна Нелюбина.
ПЦБК — входит в десятку крупнейших производителей тарного картона и гофроупаковки в России. В 2024 году предприятие выпустило 331 тыс. тонн тарных картонов, а также нарастила объемы производства гофропродукции — до 277,5 млн кв. метров. Выручка компании составила 22 млрд руб., а объем налоговых отчислений в бюджеты разных уровней превысил 3,9 млрд руб. На предприятии трудятся более 2600 человек.