Пресс-релизы , Пермский край ,  
0 

«Присутствует недоверие»: эксперты обсудили развитие экспорта в Прикамье

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь
РБК Пермь провёл круглый стол на тему развития экспорта из Пермского края в новых реалиях. Эксперты обозначили перспективные страны, востребованные товары и риски, к которыми они сталкиваются.

В обсуждении приняли участие:

  • Артур Леер, вице-президент и председатель правового комитета Ассоциации экспортеров и импортеров;
  • Екатерина Филимонова, руководитель центра поддержки экспорта Пермского края;
  • Елена Кукова, генеральный директор ООО «НПФ «Пермхимпродукт»;
  • Антон Кондаков, директор ООО «Рус импорт», соучредитель компании Best Electronics;
  • Роман Чуклинов, генеральный директор ООО «Форпласт Трейдинг»;
  • Дмитрий Поносов, сооснователь, коммерческий директор TrafficData.

Пермский край занимает второе место по объему экспорта среди 14 регионов Приволжского федерального округа (ПФО) уже второй год подряд — по итогам 2022 и 2023 годов. При этом в регионе ежегодно растет количество компаний, поставляющих свою продукцию на экспорт. В самом начале дискуссии Екатерина Филимонова обозначила, что на сегодняшний день для Прикамья все дружественные страны являются потенциальными к экспорту.

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

«Потому что в Пермском крае очень разношерстное количество отраслей, которые могут быть представлены на международном рынке. Тем, кто в первый раз выходит на экспорт легче всего сотрудничать с Республикой Беларусь, Казахстаном и прочими странами Таможенного союза. Практика показывает, что пермские компании активно представляют себя и на рынке Азии», — отметила Екатерина Филимонова.

Другой эксперт Роман Чуклинов добавляет, что сейчас их компании действительно помогают дружественные партнеры: Турция, Киргизия, Казахстан. Однако нюансом в сотрудничестве на сегодняшний день остается вопрос ценообразования и себестоимости, которая очень высокая. Есть и другой момент, связанный с запросом самих стран.

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

«Мы занимаемся экспортом с 2015 года. Понятно, что не надо вести нефтедобывающее оборудование в страны, где нефти нет. Мы, например, столкнулись с такой проблемой, когда наш продукт — полимерная химия не особо актуальна в Китае. Потому что они и сами все это там замечательно делают и продают. Но мы для себя выбираем другие страны, где это может быть востребованно и рынки растут. Были и такие случаи, когда мы уже заключили контракт и потом наш клиент пропадает. Нужно постоянно держать контакт и не делать это удаленно», — пояснил Роман Чуклинов.

Говоря о проблемах Елена Кукова добавляет еще и про некоторое недоверие со стороны потенциального потребителя.

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

«Мы на рынке уже более 10 лет, работаем со странами СНГ. Благодаря этому сроку у нас и на сегодня есть доверительные контракты. За эти годы мы сделали хороший оборот. Наши продукты решают многие задачи, все, что касается бытовой и промышленной химии. Конечно, бывает некоторое недоверие со стороны нового потребителя. Ведь все нарабатывается годами. Мы активно сотрудничаем с ТПП и делаем первые шаги на новых рынках», — поделилась Елена Кукова.

Тезис о скепсисе подтвержает и Дмитрий Поносов, который считает, что на большинство рынков проще выходить с прямыми переговорами. Об этом свидетельствуют несколько проведенных компанией маркетинговых исследований.

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

«Недоверие, о котором сказали коллеги, оно действительно присутствует. Какая-то компания из России с тобой пытается выстраивать отношения. Когда же ты участвуешь в различных бизнес-миссиях с Центром поддержки экспорта Пермского края, с Российским экспортным центром, формируется кредит доверия. Потенциальный партнер видит, что власть за тебя поручается», — констатирует Дмитрий Поносов.

Выходить на новые рынки действительно бывает сложно, подчеркивает​ Антон Кондаков. Но иногда наступает такой момент, когда даже незаинтересованные в продукте из России компании могут почувствовать в нем острую необходимость.

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

«Для нашей компании экспорт — это направление перспективное. Оно с каждым годом растет. Мы занимаемся видеонаблюдением на транспорте. В каждой стране наша отрасль развивается своими путями: где-то колоссальный рост, где-то постепенный. Выходить на новые рынки бывает сложно. Понятно, что выставки и переговоры в этом очень помогают. Потребность рынка тоже важна. Либо компаниям и стране  это надо, либо они будут думать и рассматривать, пока это не станет особенно актуальным», — считает Антон Кондаков.

Центр поддержки экспорта Пермского края — это одна из многочисленных организаций региона, которая и создана чтобы помочь избежать начинающим, и не только, экспортёрам потенциальных рисков. Они делятся на логистические, политические, валютные и трансакционные. Риски встречаются на каждом этапе экспорта. В центре помогают выстроить корректную дорожную карту по контрагенту, стране или экспорту в целом. А для новичков в экспорте на прошлой неделе стартовала ещё и акселерационная образовательная программа с наставником. Впрочем, по мнению Артура Леера, с точки зрения мер поддержки — государство сейчас сделало колоссальные возможности для экспортёров.

«Присутствует недоверие»: эксперты обсудили развитие экспорта в Прикамье

«Для импортёров таких преференций не предусмотрено. Реальность сейчас динамично меняется, нет решений на несколько лет вперёд. Очень важно отслеживать изменения в законодательстве и политические изменения», — говорит Артур Леер.

Сейчас, по мнению эксперта, российские предприниматели, с точки зрения экспортного потенциала, находятся в наиболее выгодных условиях. Потому что развиваются новые рынки, но при этом высоки шансы вернуться и на старые. Специалист считает, что пройдёт время и часть ограничений, которые имеются сейчас, исчезнут. Соответственно, работа с партнёрами из недружественных стран продолжится на прежних объёмах. Более того, с 2022 года виден рост вовлечённости предпринимателей из недружественных стран в экспорт РФ. Поэтому экспортёрам из Прикамья очень важно не переставать работать над своим продуктом.