Пресс-релизы , Пермский край ,  
0 

В Санкт-Петербурге начались большие гастроли Пермского балета

Фото: Никита Чунтомов
Фото: Никита Чунтомов
В Санкт-Петербурге начались гастроли Пермского театра оперы и балета. Они стали одними из самых масштабных для российских театров за последние годы

На сцене Михайловского театра будут исполнены сразу шесть постановок, раскрывающих Пермский балет как авторский театр.

Пермская балетная школа исторически тесно связана с петербургской. Эвакуация Кировского (Мариинского) театра в Пермь в годы Великой Отечественной войны заложила основу, в дальнейшем известные выпускники петербургской школы неоднократно сотрудничали с Пермским театром, раскрываясь на его сцене. Так, с 1971 по 1977 год Пермский балет возглавлял Николай Боярчиков, с именем которого связан небывалый расцвет труппы. На протяжении 11 лет, с 2009 по 2020 год, руководителем балетной труппы был Алексей Мирошниченко – танцовщик и хореограф петербургской школы, сейчас – Антон Пимонов, так же состоявшийся на сцене Мариинского.

Масштабная гастрольная программа – возможность Пермского балета представить в Северной столице одну из своих главных особенностей: авторский театр. Поэтому среди названий, которые увидят петербуржцы, классика («Корсар» и «Жизель»), авторское переосмысление («Лебединое озеро» Алексея Мирошниченко) и современная хореография («Озорные песни» и «Концерт № 5» Антона Пимонова, «Когда падал снег» Дагласа Ли).

Большие гастроли открылись балетом «Корсар» (14–16 августа) Мариуса Петипа в редакции Василия Медведева. Он поставлен по оригинальной партитуре Адольфа Адана, которую театр получил из архивов Парижской оперы. Афишу выступлений в Петербурге продолжит «Жизель» (18–19 августа) в хореографии Жюля Перро, Жана Коралли и Мариуса Петипа в редакции экс-солистки Мариинского театра Татьяны Легат. Для Перми «Жизель» – знаковое название, с постановки которого в 1926 году труппа ведет свою историю.

21–25 августа состоится показ «Лебединого озера» в авторской редакции Алексея Мирошниченко. Эта постановка корреспондирует и с немецким романтическим эпосом, и со стилем британских прерафаэлитов, поэтизировавших смерть, и с христианской идеей о спасении души. Мирошниченко по-своему прочитывает сюжет хрестоматийного балета, сохраняя канонические фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895), Александра Горского (1920), Константина Сергеева (1950) и дополняя их собственным танцевальным рисунком.

В завершение гастрольной программы 26 августа будут представлены первые спектакли, созданные Антоном Пимоновым в статусе руководителя Пермского балета, – камерные «Озорные песни» на музыку Франсиса Пуленка и «Концерт № 5» на музыку Сергея Прокофьева. Вместе с ними на сцене Михайловского театра будет показан балет «Когда падал снег» британского хореографа Дагласа Ли.

Для «Озорных песен» Антон Пимонов выбрал разнохарактерные и по настроению, и по темпам части одноименного вокального цикла Франсиса Пуленка, поменяв их местами и дополнив фрагментами из других инструментальных пьес классика французской музыки ХХ века. Получилась драматургически цельная балетная структура: от ансамблевых сцен до очень интимных, с едва уловимыми нюансами, дуэтов.

«Концерт № 5», премьера которого состоялась в Перми в 2021 году, стал для Антона Пимонова четвертым обращением к произведениям Сергея Прокофьева – композитора, на музыку которого был поставлен балет «Скрипичный концерт № 2», в 2017 году принесший хореографу «Золотую Маску».

Фото: Андрей Чунтомов
Фото: Андрей Чунтомов
«Озорные песни» и «Концерт № 5» стали важными событиями российской балетной сцены сезона 2020/2021. В конкурсе Национальной театральной премии «Золотая Маска»-2022 «Озорные песни» были отмечены тремя номинациями, а «Концерт № 5» вошел в ее лонг-лист. Балет «Когда падал снег» Дагласа Ли в 2016 году был удостоен «Золотой Маски» в номинации «Лучшая работа хореографа».

«Пимонов, выросший в хореографа в Мариинском театре, где идет немалое количество постановок Джорджа Баланчина, транслирует в своих одноактных балетах абсолютное уважение к (нео)классике, почтение к классической красоте. При этом не лебезит перед духом Баланчина, не повторяет находки мастера – а вежливо кланяется и прокладывает свою тропинку по хорошо изученной местности – и там обнаруживается немало сюрпризов», – Анна Гордеева для Goldenmask.ru.