На сцене Михайловского театра будут исполнены сразу шесть постановок, раскрывающих Пермский балет как авторский театр.
Пермская балетная школа исторически тесно связана с петербургской. Эвакуация Кировского (Мариинского) театра в Пермь в годы Великой Отечественной войны заложила основу, в дальнейшем известные выпускники петербургской школы неоднократно сотрудничали с Пермским театром, раскрываясь на его сцене. Так, с 1971 по 1977 год Пермский балет возглавлял Николай Боярчиков, с именем которого связан небывалый расцвет труппы. На протяжении 11 лет, с 2009 по 2020 год, руководителем балетной труппы был Алексей Мирошниченко – танцовщик и хореограф петербургской школы, сейчас – Антон Пимонов, так же состоявшийся на сцене Мариинского.
Масштабная гастрольная программа – возможность Пермского балета представить в Северной столице одну из своих главных особенностей: авторский театр. Поэтому среди названий, которые увидят петербуржцы, классика («Корсар» и «Жизель»), авторское переосмысление («Лебединое озеро» Алексея Мирошниченко) и современная хореография («Озорные песни» и «Концерт № 5» Антона Пимонова, «Когда падал снег» Дагласа Ли).
Большие гастроли открылись балетом «Корсар» (14–16 августа) Мариуса Петипа в редакции Василия Медведева. Он поставлен по оригинальной партитуре Адольфа Адана, которую театр получил из архивов Парижской оперы. Афишу выступлений в Петербурге продолжит «Жизель» (18–19 августа) в хореографии Жюля Перро, Жана Коралли и Мариуса Петипа в редакции экс-солистки Мариинского театра Татьяны Легат. Для Перми «Жизель» – знаковое название, с постановки которого в 1926 году труппа ведет свою историю.
21–25 августа состоится показ «Лебединого озера» в авторской редакции Алексея Мирошниченко. Эта постановка корреспондирует и с немецким романтическим эпосом, и со стилем британских прерафаэлитов, поэтизировавших смерть, и с христианской идеей о спасении души. Мирошниченко по-своему прочитывает сюжет хрестоматийного балета, сохраняя канонические фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895), Александра Горского (1920), Константина Сергеева (1950) и дополняя их собственным танцевальным рисунком.
В завершение гастрольной программы 26 августа будут представлены первые спектакли, созданные Антоном Пимоновым в статусе руководителя Пермского балета, – камерные «Озорные песни» на музыку Франсиса Пуленка и «Концерт № 5» на музыку Сергея Прокофьева. Вместе с ними на сцене Михайловского театра будет показан балет «Когда падал снег» британского хореографа Дагласа Ли.
Для «Озорных песен» Антон Пимонов выбрал разнохарактерные и по настроению, и по темпам части одноименного вокального цикла Франсиса Пуленка, поменяв их местами и дополнив фрагментами из других инструментальных пьес классика французской музыки ХХ века. Получилась драматургически цельная балетная структура: от ансамблевых сцен до очень интимных, с едва уловимыми нюансами, дуэтов.
«Концерт № 5», премьера которого состоялась в Перми в 2021 году, стал для Антона Пимонова четвертым обращением к произведениям Сергея Прокофьева – композитора, на музыку которого был поставлен балет «Скрипичный концерт № 2», в 2017 году принесший хореографу «Золотую Маску».
«Пимонов, выросший в хореографа в Мариинском театре, где идет немалое количество постановок Джорджа Баланчина, транслирует в своих одноактных балетах абсолютное уважение к (нео)классике, почтение к классической красоте. При этом не лебезит перед духом Баланчина, не повторяет находки мастера – а вежливо кланяется и прокладывает свою тропинку по хорошо изученной местности – и там обнаруживается немало сюрпризов», – Анна Гордеева для Goldenmask.ru.