Об основных тенденциях российского рынка башенных кранов и текущем видении его развития, особенностях китайских башенных кранов XCMG рассказал технический директор компании «ИнтехСервис» Ильнар Мубаракшин
— Компания «ИнтехСервис» существует с 2001 г. и уже более 20 лет занимается дорожно-строительной, землеройной, грузовой автомобильной техникой. Как она стала лидером по продаже башенных кранов XCMG?
— С момента основания компании основным видом деятельности действительно являлась поставка и продажа дорожно-строительной техники. Уже более 20 лет, реализуя по всей территории России продукцию китайского концерна XCMG, компания «ИнтехСервис» является также лидером по продажам башенных кранов этого бренда. Мы работаем с модельным рядом башенных кранов грузоподъемностью от 5 до 600 тонн. Сегодня «ИнтехСервис» готов предложить своим клиентам комплексное предложение, в наши услуги входит как подбор и поставка широкого ассортимента крановой техники XCMG, так и ее обслуживание, включая монтаж, обучение операторов и сервис. Мы осуществляем монтаж башенных кранов XCMG с последующей подготовкой всей разрешительной документации в любой точке страны.
Башенные краны XCMG, поставленные и смонтированные «ИнтехСервис», активно эксплуатируются при строительстве жилых комплексов в различных регионах страны: в Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и других крупных городах России.
— Почему «ИнтехСервис» реализует именно башенные краны XCMG? В чем их преимущества по сравнению с аналогами на российском рынке? Как они себя зарекомендовали?
— Башенные краны XCMG воплощают в себе сочетание проверенных временем решений и собственных запатентованных китайским концерном XCMG технологий. Сегодня башенные краны XCMG широко востребованы в строительстве из-за целого ряда достоинств: модели с широким диапазоном грузоподъемности, современная система безопасности, комфортное рабочее место оператора. Залог надежности и длительного периода их службы — материалы с высоким запасом прочности, стальные уголки и бесшовные трубы, усиленные секции.
Дополнительное преимущество — мобильность конструкции, так как даже в транспортном габарите монтажная обойма крана с секцией составляет 2 на 2 метра. Это залог оперативной подготовки устройства к работе на новой площадке, простого демонтажа и транспортировки на новый объект.
— Как в целом за последние годы изменился рынок башенных кранов в России, кем он сегодня представлен, и какое место на нем занимает «ИнтехСервис»?
— Российский рынок башенных кранов всегда был зависим от импорта, так как отечественные производители не могли обеспечить его потребности. Башенные краны российского производства использовались преимущественно для внутренних целей, их цена всегда была более высокая по сравнению с импортными аналогами.
Среди отечественных производителей крановой техники можно отметить башенные краны производства GIRAFFE. Однако продукция этой компании всегда являлась более высокой по цене.
Антироссийские санкции также отразились на российском рынке башенных кранов: из России ушли ведущие компании — швейцарская Liebherr и французская Potain и другие. Изменилась структура импорта в целом: их место заняли более доступные аналоги из Китая.
Сейчас российский рынок башенных кранов имеет следующую структуру в общем объеме закупок в $: Китай — 90,9%, Германия — 5,7%, Корея — 2,7%, Турция — 0,7%. Среди китайских производителей можно выделить торговые марки: XCMG, Zoomlion, Dahan, QTZ и Harbin.
Башенные краны XCMG по итогам первого полугодия 2023 года вошли в топ-10 на российском рынке. Их доля в его структуре составила 2,99%.
— Сбалансирован ли спрос и предложение на рынке башенных кранов в России? Как изменился объем их продаж?
— У годовой динамики продаж башенных кранов есть свои циклы, которые зависят от строительного сезона. С его наступлением спрос на эту технику начинает расти.
Продажи башенных кранов напрямую связаны с реализацией конечных строительных проектов, как правило, многоквартирных домов. Их пик традиционно приходится на конец года. После Нового года продажи крановой техники начинают падать.
В досанкционное время крупнейшие зарубежные производители продавали от 100 до 120 башенных кранов в год.
Динамика продаж башенных кранов в 2024 году будет зависеть от нескольких факторов, но в первую очередь влияние на рынок будут оказывать курс рубля и ставка рефинансирования.
Предложение башенных кранов держится на одном уровне. Его объема сейчас достаточно для обеспечения строительных объектов. Понимая запросы потребителей, для удовлетворения их спроса, компания «ИнтехСервис» держит на складе в наличии наиболее востребованные модели и модификации башенных кранов.
— С какими трудностями столкнулся рынок башенных кранов в России из-за западных санкций?
— Основная трудность связана с уходом европейских брендов с российского рынка. Они не только остановили поставки своей техники в страну, но и перестали завозить комплектующие для башенных кранов, которые здесь используются. Срок эксплуатации этой техники — 15 лет, и для их полноценного обслуживания необходимы запчасти и проведение своевременного обслуживания.
В решении проблемы сейчас помогают компании из Китая. Они не только налаживают производство башенных кранов для российского рынка, но и готовятся к поставкам своих комплектующих для техники европейских брендов, находящейся в РФ.
2023 и 2024 год стали переломным моментом для рынка башенных кранов в России. У их основных пользователей — застройщиков упали темпы и объемы строительства. Цены же в этой отрасли увеличились и стали очень высокими. Такая динамика тормозит стройку и отражается на сокращении спроса на башенные краны.
На самом деле строительный рынок России специфический, так как есть компании, которые выдают деньги на возведение объектов. За счет них происходит реализация проектов. Сейчас их ведут на старых условиях под прежние проценты. После строительства многоэтажных жилых комплексов происходит расчет с компаниями, которые выдали деньги. В действительности объем средств у строительных компаний не перекрывает повышение цен, которое произошло за 2 года. Высокие цены башенных кранов и самого строительства приведут к тому, что подрядчики не будут строить.
Вместе с этим сейчас приходит время обновления башенных кранов. Новые игроки, конечно, будут заходить на российский рынок, но они столкнуться с трудностями при продаже своей техники. Им в конечном счете будет сложно закрепиться на рынке.
— Различается ли ситуации на рынке башенных кранов в зависимости от регионов? С чем это связано?
— В лидерах по объему закупок башенных кранов в России Свердловская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Москва и Московская область. В топ-10 также входят Пермский край, Татарстан и Краснодарский край.
Основной причиной роста строительства в Пермском крае, Татарстане и Краснодарском крае является постоянное увеличение жилищного фонда или строительства новых гостиничных объектов, что, естественно, невозможно без башенных кранов. Один из главных факторов — внутрирегиональная миграция: жители активно перебираются в города с сельских территорий, и это требует высоких темпов ввода жилья.
В Татарстан стремятся переехать жители из других регионов страны, например, из близлежащих Башкортостана, Марий Эл, Ульяновской, Самарской и Саратовской областей. Интерес к проживанию подогрел строительную отрасль, и республика в итоге стала лидером в Поволжье по объему ввода жилья.
Сегодня наша компания представлена в Татарстане, Москве, Перми, Чебоксарах и в Краснодарском крае.
— Башенные краны — это специфический продукт, который невозможно заменить в кратчайшие сроки на объекте, поэтому, делая выбор, необходимо обращаться к профессионалам, которые проконсультируют, расскажут тонкости и детали. От этого зависит скорость, качество и себестоимость застройки, а также безопасность и жизнь людей.
Материал подготовлен с участием технического директора ООО «ИНТЕХКРАНСЕРВИС» Ильнара Мубаракшина. Вся информация по башенным кранам XCMG по ссылке https://intexkran.ru/
Реклама. ООО «ИНТЕХКРАНСЕРВИС».