— Как Экспобанк взаимодействует с компаниями Пермского края, в частности с малым и средним бизнесом? Поменялся ли подход за последние годы?
Экспобанк традиционно специализировался на работе с крупными компаниями и сделках M&A. Это направление остается сильным и сейчас, но к нему добавились новые ниши. В частности, обслуживание малого и среднего бизнеса, премиум-бэнкинг, автокредитование, ну и конечно, розничное направление.
При этом работа с МСБ в региональной сети — это одна из приоритетных для банка задач. Мы видим в этом сегменте хорошие перспективы, особенно сейчас, когда в России происходит глобальное перестроение экономического ландшафта. В кризисные периоды на рынке всегда появляются новые возможности, и именно небольшие компании благодаря своей гибкости и оперативности могут ими воспользоваться. А банки им могут в этом помочь.
Для любого бизнеса важен персональный подход. Не стоит принимать решения «под копирку». Каждая задача — это всегда индивидуальное решение, для которого важно применить не только изобретательность, но и профессионализм, эмпатию. У каждого сотрудника Экспобанка оно очень ярко выражено.
— А как обстоят дела у самого Экспобанка?
Экспобанк стабильно прошел кризисный период в экономике. Хотя ни для кого не секрет, что не только бизнес, но и банковский сектор столкнулся с испытаниями в последние годы. Но они сделали нас только сильнее. Весной 2023 года «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Экспобанка до ruA — это в сложившихся условиях.
А НКР улучшил прогноз по рейтингу со стабильного на позитивный.
Экспобанк даже в 2022 году достиг плановых показателей по прибыльности, а в этом году мы уже движемся с опережением планов. Это же можно сказать о работе Пермского филиала в частности. В регионе Экспобанк занимает достойное место и с каждым годом укрепляет свои позиции. Количество наших клиентов в Пермском крае выросло на 35% с начала 2023 года.
— За счет чего банку удается сохранять устойчивость в период турбулентности?
В первую очередь, за счет гибкости. Мы умеем быстро перестраиваться и пересматривать стратегию, находить потребности и оперативно развиваться в новых нишах.
К примеру, в прошлом году мы заметили рост спроса на сопровождение внешнеэкономической деятельности в мягких валютах: китайских юанях, турецкой лире, казахстанских тенге, белорусских рублях и других. Нам удалось быстро развернуть это направление: с начала прошлого года количество клиентов на ВЭД выросло на 28%.
В Пермском крайне порядка 40% наших клиентов юрлиц пользуются продуктами ВЭД. В целом, внешнеэкономическое направление только усиливается, несмотря на объективное сокращение операций в традиционных иностранных валютах — долларах и евро.
— Какие сейчас самые популярные направления для российского бизнеса за рубежом?
Определенно, лидирует китайское направление. Треть контрактов ВЭД приходится на Китай, а четверть валютных расчетов по ВЭД проводится в юанях. За год объем расчетов наших клиентов с Китаем вырос почти в 20 раз.
Помимо Китая у клиентов на ВЭД также популярны такие направления, как Казахстан (7,1% контрактов), Белоруссия, (6,7%) и Турция (6,5%).
— Что вы можете предложить таким компаниям кроме переводов?
Важно, что мы можем предложить сервис и скорость. Ответственно отнестись и сопроводить платеж по ВЭД, контролировать приход денег вовремя, дать качественную консультацию от валютного контроля, чтобы у наших клиентов не было штрафов и блокировок. В сложном рынке мы кредитуем и при этом даем конкурентные ставки по вкладам, в том числе в юанях и рублях с гибкими условиями и доходностью. В остальном мы работаем со всей линейкой банковских продуктов. Если у клиента есть глобальный бизнес, то хеджируем валютные риски, занимаемся международными аккредитивами.
Сейчас стали все больше уделять времени электронному документообороту и качеству обслуживания, в частности.
— Вы участвуете в программах льготного кредитования МСБ. Расскажите, какие программы наиболее востребованы у ваших клиентов?
Традиционно наиболее востребованы краткосрочные кредиты с целью пополнения оборотных средств — действующие на рынке Программы льготного кредитования МСБ позволяют заемщикам привлекать такие кредиты по ставке не более размера ключевой ставки Банка России, увеличенной на 4,5% годовых. Однако с появлением новых Программ растет спрос и на льготное кредитования на инвестиционные цели. Особенно это отмечается среди предприятий в сфере промышленности. Мы стараемся своим клиентам подбирать наиболее выгодные для их бизнеса варианты и вместе ищем возможности.
— Какого профиля эти компании?
Среди наших клиентов много компаний, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, агрокомплекса, производства комплектующих для сельхозтехники, энергоснабжения.
— Как вы думаете, что на что бизнес обращает внимание при выборе банка-партнера помимо стоимости обслуживания и тарифов?
Ответственность, интеллект, внимание и высокие стандарты обслуживания. Это не менее важно, чем тарифы. Особенно, если речь идет о нестандартных кейсах и нетривиальных задачах, которые требуют уникальных компетенций. В конце концов, как вы и сказали, банк должен быть партнером для бизнеса, а это особый вид доверительных отношений. Именно с таким банком бизнес будет максимально эффективен.
Реклама: АО «Экспобанк».