От первого лица , Пермский край ,  
0 

Управление проектами в IT: решения для оптимизации бизнес-процессов

Управление проектами в IT: решения для оптимизации бизнес-процессов
Какие инструменты позволяют автоматизировать деятельность организаций и как работает система для управления ИТ-подразделениями «Орион» рассказывает руководитель практики BPM компании iFellow Владимир Таранченко

У многих компаний территориально-распределенная структура, плюс пандемия нормализовала удаленную работу для целых команд. Учитываются ли эти особенности в современных системах управления проектами? Влияет ли это на уровень требований к метрикам управления проектной деятельностью?

— Конечно, влияние ощутимо. Но не столько на функционал таких систем, сколько на их рынок. С какой точки зрения? Большее число удаленных сотрудников в большем количестве компаний, работающих в таком формате — вызов для менеджмента организаций.

И пандемия, и последующие события увеличили потребность в качественном управлении и в системах, которые позволяют этот менеджмент проводить. Это дало толчок для развития таких решений.

Если говорить о нашем продукте — «Орионе», то мы изначально проектировали систему для территориально распределенной компании, поскольку iFellow сама относится к их числу. Деятельность таких организаций чем-то похожа на «удаленку», даже если люди и работают в офисах, то они расположены далеко друг от друга. Так что «Орион» оказался в тренде.

А что умеет ваша платформа?

– «Орион» — это ERP-система для IT. Когда говорят об управлении проектами в IT, чаще всего подразумевают сроки, задачи и понимание, кто что делает. «Орион» в этом отношении несколько шире, он позволяет заниматься не только скоупом проекта и планированием задач, но и финансовым управлением, отслеживанием текущего состояния счетов, накладных, договорных документов и планированием действий с ними. «Орион» — это композиция мастер-системы и системы отчетности, в него входит BI, и знаковый отчет здесь — Profit&Lost, когда мы смотрим на финансовое состояние любого проекта: как виделось изначально, что сейчас и чего ожидать. Информацию такого рода компании гарантированно собирают, ведь это их деньги, но собираются данные из разных систем, взаимодействия зачастую слабо автоматизированы — для построения отчета может требоваться несколько дней. «Орион» позволяет построить Profit&Lost с задержкой в час от реального времени.

Кроме того, повышается качество планирования: в IT основные косты приходятся на людей, при этом сотрудники одного подразделения в зависимости от компетенций и навыков могут стоить в проекте по-разному и приносить проекту разные объемы денежных средств. У «Ориона» есть дополнительная обвязка, позволяющая получать объективную картину — корректно оценивать компетенции сотрудников для грамотного планирования.

Решение, которое работает с сотрудниками и бизнес-процессами, ведь должно интегрироваться с другими информационными системами предприятия — какими? И как это происходит?

— Система, безусловно, должна взаимодействовать с другими.Но не стоит пытаться в одном решении синтезировать все, у любого бизнеса есть участки, с которыми лучше работать именно с помощью специализированных решений. Есть системы широкого профиля, способные закрыть широкий перечень бизнес-процессов, просчитать множество метрик, но рядом стоят решения, направленные на узкоспециализированные функциональные области — и благодаря последним в немалой степени обеспечивается конкурентное преимущество компании.

И если мы хотим получать значимые бизнес-метрики, они должны быть сквозными. То есть чтобы у руководства компании было понимание, как эта статистика собирается, и возможность быстро погружаться в детали при необходимости. Поэтому система, визуализирующая важные бизнес-метрики и позволяющая отслеживать функциональный процесс, должна видеть данные в глубину и взаимодействовать с другими вовлеченными решениями, необходимы механизмы интеграции.

«Орион» интегрируется с другими системами при согласовании документов со сторонними организациями, он взаимодействует с 1С для получения данных по фонду оплаты труда сотрудников. В нем нет собственного модуля бухгалтерии, поскольку это все же производственная система и доступ к чувствительным данным должен быть у ограниченного числа лиц. В «Орионе» содержатся механизмы для внутреннего согласования документов, постановки задач в проектной деятельности, данные с компетенциями и хард-скиллами сотрудников.

Один из трендов корпоративной цифровизации — автоматизация бизнес-процессов. Компании, которые хотят повысить эффективность управления IТ-проектами, внедряют RPA, подбирают BPMS. Как позиционируется «Орион» относительно других решений?

— У «Ориона» есть модули, которые пересекаются с BPMS, например — CRM и документооборот, он стоит на стыке BPMS и ERP. Я бы сказал, что «Орион» может дополнять внедренную в компании BPMS-систему, и противоречий здесь нет.

Цифровизация — это модное сейчас слово. Но это не только внедрение ряда программных инструментов, это еще и трансформация управления бизнесом. То есть понимание, что компания управляется через «цифру». И тогда BPMS — это подходящее решение, инструмент, повышающий прозрачность, позволяющий увидеть узкие места, оптимизировать процессы и зарабатывать больше. Но если трансформации в голове не произошло, то никакая система не поможет.

Если BPMS — это про автоматизацию, когда часть работы выполняет система, а другую — человек, то RPA — это попытка перенести задачи только в автоматический режим, работа, которая делается по алгоритмам. Если у организации много legacy-систем и необходимо сэкономить время сотрудников, RPA — это хороший вариант. А если необходимо наладить сквозное взаимодействие между несколькими отделами, это больше BPMS. Но слона надо есть по частям, поэтому бывает, что RPA компании используются как «пилот» перед внедрением BPMS. В процессе правильной цифровизации в одной компании есть место и системам класса BPMS, и RPA, и «Ориону», как представителю более узкоспециализированных решений.

В крупных компаниях с распределенной структурой «продвинутая» цифровизация создает высокую нагрузку данных — появляются ли особые требования к системам в таких случаях? Какие методы для повышения производительности обработки данных используют?

— Если говорить об «Орионе», он имеет возможность визуализации операционных метрик прямо в интерфейсе работы с мастер-данными. Если этого недостаточно для больших бизнес-метрик, «Орион» уводит их расчет в отдельные подсистемы — корпоративное хранилище данных и BI. На рынке встречаются системы, которые пытались быть одновременно и системами заведения данных, мастер-системами, и системой отчетности, которая позволяет посмотреть на данные в разных разрезах. Они заявлялись как такой «универсальный солдат». Последнее время это становится неактуально, потому что увеличивается количество данных, повышается сложность систем и степень автоматизации — их становится довольно много и мы хотим видеть статистику по всем. Корпоративное хранилище данных — это в принципе правильный подход к обработке, если есть необходимость собирать значительный объем информации из разных источников.

Рост количества пользователей и объектов, создаваемых и обрабатываемых ими, приводит к увеличению нагрузки на мастер-системы, и тут мы попадаем в зону ответственности архитектуры — кто-то выстраивает микросервисную архитектуру, кто-то пытается оптимизировать все до каждого байта. «Орион» на данный момент разворачивается в кластере, то есть существует возможность разбалансировать нагрузку между разными серверами, выделить часть операций на отдельную ноду. Это один из архитектурных подходов, который позволяет работать с enterprise-бизнесом.

Может ли клиент выбрать один или несколько модулей «Ориона», если у него нет необходимости в системе целиком?

— Да, может. Есть модули под управление проектами, HR, CRM, документооборот. Это неполный список. И есть случаи, когда заказчики выбирали несколько модулей, а, например, под документооборот у них стояла специализированная система, от которой они не хотели отказываться. Но, как показывает практика, основной модуль — управление проектами, их бюджетом. По результатам опроса, который мы недавно проводили среди специалистов IT-отрасли, 98% респондентов сталкиваются с определенными сложностями при управлении проектами из-за неопределенности, связанной с ресурсным планированием, учетом загрузки команд и ее оптимальным распределением. Поэтому запрос на специализированные инструменты понятен.

Но архитектурно, конечно, заказчики могут выбрать один или несколько модулей под свои задачи.

Реклама:
ООО «Айфэлл»
Токен 4CQwVszH9pUhpfGDJC8