Компетенция , Пермский край ,  
0 

Бизнес на травмах. Почему компаниям не нужны психически здоровые люди?

Бизнес на травмах. Почему компаниям не нужны психически здоровые люди?

Крупнейшие компании страны заботятся о своих подопечных — многие федеральные гиганты давно включили в социальный пакет ДМС и даже бесплатные консультации в психологических онлайн-сервисах. Здоровый сотрудник — полезный актив. Но обращают внимание работодатели в первую очередь на эффективность, а не на внутреннюю стабильность. Тем более никто не пытается разобраться со старыми психологическими травмами. С одной стороны, это довольно сложно, с другой, не всегда выгодно для компании — и дело тут не в затратах, утверждает дипломированный кризисный психолог и коуч ICF Виталий Бурдин.

Как правило, компании привлекают психологов не с задачей «сделать всех счастливыми», а с формулировкой «что-то они плохо продают» или «не можем заставить их работать в CRM». Будет хорошо, если сотрудники будут довольны, но главное, чтобы они справлялись со своими задачами.

Раньше подход себя оправдывал, но теперь этого уже недостаточно, чтобы оставаться конкурентноспособной компанией. В 2024 году нужно не заниматься постоянным затыканием дыр, а сразу пытаться построить прочное основание. Это многократно окупится, проверено.

Проблема плохой привычки

С ростом конкурентной среды и ускорением цепочек донесения информации до клиента мы вынуждены все глубже погружаться в психологию не только потребителя, но и любого человека. Бизнес — это команда индивидуальностей, а не алгоритмы.

У каждого из нас есть свои ситуации в прошлом, оказавшие сильное влияние. Подавляющее число людей после этого события выработали определенные паттерны поведения или даже новые желания, кажущиеся своими собственными. Можно сказать, что 95% времени мы живем на автомате, делая множество действий не задумываясь — начиная от утренних ритуалов в ванной, заканчивая негативной реакцией на невежливость курьера. Наш мозг вообще не любит ничего усложнять и переучиваться, поэтому так сложно формировать новые привычки и избавляться от старых.

Старый травматичный опыт говорит человеку впредь действовать определенным образом, а он неосознанно подчиняется. Везде: в работе, дома, каждый день.

Кто-то начинает желать всеобщей любви, кто-то новую машину, а кому-то наоборот хочется сидеть спокойно в своей квартире и 15 часов в день уделять работе, чтобы ни о чем не думать и не тревожиться. Некоторые «травмы» становятся топливом для достижения результатов, а какие-то наоборот мешают. Миру вокруг нас нужен баланс, поэтому такое поведение имеет свои побочные эффекты. Та же причина, что делает человека отличным продавцом — мешает ему нормально коммуницировать с коллегами, а желание перерабатывать не дает другому индивидууму нормально расслабляться. Из-за этого он находится в постоянном стрессе, что в конце концов приводит к знаменитому в наше время выгоранию.

Получается парадоксальная ситуация — даже если мы имеем очень четкую систему работы в компании, CRM, ERP, регламенты, подготовленные экспертами в своей сфере, в конечном счете все ломается из-за человеческого фактора, возникают конфликты, перекладывание ответственности, саботаж работы и так далее. Травма Сергея не дружит с травмой Тамары, и они отказываются взаимодействовать. Знакомая ситуация? Договориться, конечно же, можно, но в большинстве случаев это будет лишь компромисс, отнимающий энергию у обеих сторон, а не полноценная работа на 100% заложенного в сотрудниках потенциала.

Учимся отличать одних от других

Возможно ли руководителю или HR отделу ещё на этапе собеседования понять, будут ли «травмы» кандидата уживаться и дополнять особенности действующих сотрудников?

Короткий ответ — прочитать хотя бы несколько хороших книг по психологии или работе мозга. Чтобы не увлечься яркой обложкой или громким названием, берите уважаемого в научных кругах автора (например, Черниговскую) и материалы, на которые она ссылается. Если разбираться очень не хочется, можно просто привлечь проверенного психолога в компанию для консультаций, диагностики текущей команды или составления методики оценки новых кандидатов.

Кроме того, будет крайне полезно получить от специалиста характеристику генерального директора или самого владельца бизнеса. Важно, чтобы «главный» осознавал свои слабые места и умел находить тех, кто их компенсирует.

На своей практике я постоянно сталкиваюсь с тем, как очень умные и эффективные в своем направлении люди оказываются совершенно слепы и беспомощны в вопросах найма. Они пытаются найти похожих на себя по психотипу или навыкам, тогда как для определенных должностей нужен «специализированный инструмент». Например, скальпель, а не еще один молоток, но побольше. И вот уже в 10 000-ой компании бухгалтер пытается заниматься маркетингом, а программист руководит дизайнерами.

Отдельным и таким же важным фактором оценки человеческих ресурсов как раз является анализ сильных сторон членов команды. Многие выбирают работу по престижу, зарплате или даже местоположению офиса. Они не задумываются, насколько у них есть предрасположенность к аналитике или креативу, готовы ли они терпеть все минусы профессии ради развития в этом направлении.

Об этом пока мало говорят на уровнях среднего и малого бизнеса, именно из-за упомянутых ранее «привычек» нашего мозга и желания делать все по-старому, а не усложнять. Но любой предприниматель мог заметить, что мы живем в несколько другом мире. Теперь все устроено не так, как было 10 лет назад.

Бум социальных сетей, интернет-торговли и всевозможных приложений подарил нам новые способы продвижения своих продуктов. Последние годы на первый план вышло онлайн-образование, но оно вместе с многообразием бизнес-курсов привело к снижению порога входа и росту конкуренции по всем направлениям. Любой вчерашний студент может включить камеру на телефоне или купить товар на местном рынке, а после начать перетягивать и без того ограниченное внимание ваших клиентов на себя.

Конкуренты решат все за вас

Прямо сейчас мы находимся в этой точке. Новые способы продвижения бизнеса практически закончились, а вчерашние сотрудники грезят повторить успех и завтра стать конкурентам компании, в которой трудились еще вчера. Когда всем известны инструменты и секреты успеха, кто победит? Тот, кто будет делать все лучше остальных. Маркетолог, продавец и дизайнер, которые были рождены для выбранной ими работы. Те, кто получают от нее удовольствие, несмотря на все ограничения.

Новая «битва» за потребителя будет происходить уже не во вне, а внутри компаний. В этом новом мире на верхушку корпоративной иерархии поднимутся не те, кто умеет красиво говорить, а кто сможет давать реально измеримый результат, потому что так было заложено в него природой. Как говорит упомянутая выше профессор и эксперт в области нейронауки Татьяна Черниговская: «Гены удачно легли».

Разрекламированные сейчас AI инструменты станут «продвинутым экселем» и помогут менее квалифицированным сотрудникам выполнять ту же работу, что более опытные. Роль людей, которые «знают как правильно», будет еще сильнее возрастать, ведь теперь только от них будет зависеть будущий успех или банкротство компании.