Этот терминал может стать для России заменой аммиакопровода «Тольятти-Южный». Проектом нового терминала занимается «Тольяттиазот», входящий в большую группу компаний «Уралхим», которой также принадлежит «Уралкалий».
«Это действительно может заместить объемы по перевалке аммиака, который ранее предоставлял порт «Южный» в Одессе... Но и, соответственно, дать возможность российским производителям в принципе, не только «Тольяттиазот», получить окно в мир, с точки зрения отгрузки и торговли аммиаком», – сказал в интервью Reuters генеральный директор и миноритарный акционер «Уралхима» Дмитрий Коняев.
По его словам, «Тольяттиазот» ведет «очень активную деятельность и очень активные строительные работы» для запуска первой очереди нового терминала. Вторую очередь планируется запустить ориентировочно до 2025 года.
«По плану первая очередь должна быть запущена в конце текущего года, в декабре 2023 года. Первая очередь должна обеспечить перевалку порядка 1,5 млн тонн, вторая очередь – более 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида», – отметил Дмитрий Коняев и добавил, что быстрее открыть терминал «просто невозможно».
Экспорт российского аммиака раньше шел в основном через трубопровод из Тольятти в Одессу, но был остановлен весной прошлого года после начала специальной военной операции в Украине. Его возобновление является одним из главных требований Москвы для сохранения зерновой сделки, которая в середине мая была продлена на два месяца.
«Дело в том, что это (терминал в Тамани) будет первый специализированный терминал для перевалки аммиака на территории современной России. В советское время был построен терминал в Вентспилсе, контрольный пакет в этом терминале принадлежит нам, и был построен терминал в Одессе (порт Южный), который был соединен аммиакопроводом более 2 тыс. км с «Тольяттиазот», – сказал Дмитрий Коняев.
Его мощности позволяли поставлять в порт порядка 2 млн тонн аммиака ежегодно. Такой объем аммиака, по оценке «Уралхима», достаточен для производства 3,5 млн тонн карбамида и гораздо большего объема комплексных удобрений, а этого карбамида, в свою очередь, хватит для производства продовольствия примерно на 45 млн человек.
Блокировка бизнеса
Порядка $200 млн, говорит Дмитрий Коняев, «Уралхим» уже потерял из-за блокировки с марта 2022 года в европейских портах около 270 тыс. тонн удобрений.
ЕС блокирует имущество «Уралхима» в рамках санкций в отношении Дмитрия Мазепина. После введения против него санкций бизнесмен продал контрольный пакет компании, сохранив у себя 48%. Формально на удобрения санкции не распространяются, но компания не только потеряла логистически близкий европейский рынок, но и сталкивается с проблемами при проведении платежей и с поставками оборудования.
Также из рижского порта с февраля 2022 года не может выйти судно Asian Majesty с порядка 60 тыс. тонн хлористого калия на борту.
«Уже несколько раз менял судовладелец команду, но судно просто не выпускают. То есть вещи такие, достаточно странные», – сказал Дмтрий Коняев.
Компания предложила ООН вывезти удобрения из портов безвозмездно в рамках Всемирной продовольственной программы (WFP), в качестве гуманитарной помощи.
«По линии WFP начались отгрузки, причем чтобы показать, что мы реально собираемся это делать, первую отгрузку мы сделали из Санкт-Петербурга – то есть груз не замороженный, просто подарили. После чего пошли отгрузки – сначала из Голландии ушел груз на Малави, дальше ушла совсем недавно партия на Кению, дальше планируется партия на Нигерию. Надеюсь, что Asian Majesty уйдет на Шри-Ланку», – сказал генеральный директор «Уралхима».
Почти все активы «Уралхима» по-прежнему заблокированы, хотя что-то все же удалось разморозить. Часть этих средств пошла на отправку гуманитарных грузов в Африку, уточнил глава компании.
«То есть размораживаются деньги на поддержку активов, которые действуют и функционируют в Европе. Поэтому из размороженных средств сама компания ничего не получала», – отметил Дмитрий Коняев, отмечая «определенные подвижки по разморозке средств на оплату текущей деятельности Вентспилса».
«Основные средства, в том числе достаточно большая дебиторка европейских покупателей, остаются либо замороженными, либо просто-напросто эти покупатели, которые получили продукцию еще до февраля 2022 года, просто не оплачивают эти долги», – рассказал Дмитрий Коняев.
«Неплохие» финансовые показатели
В прошлом году «Уралхим» произвел меньше продукции, но в условиях резкого скачка цен на удобрения смог получить «неплохие» финансовые показатели, говорит Дмитрий Коняев.
«В 2022 году финансовые показатели были на нормальном для компании уровне. Свободный денежный поток нормальный. Компания в состоянии финансировать и текущую деятельность, и инвестиционные проекты», – резюмировал глава компании.
В этом году «Уралхим» рассчитывает на рост объемов потребления.
«Рынок отчасти затоварен старыми поставками по высоким ценам, и нужно время, чтобы эти поставки дорогие ушли с рынка. А дальше поступает продукт по новым ценам, идет замещение, и в принципе в прошлом году мир потребил меньше удобрений, чем нормальные значения, поэтому в этом году, скорее всего, будет повыше потребление», – рассказал Дмитрий Коняев.
Экспорт удобрений из РФ в 2022 году, которая традиционно поставляет до 40 млн тонн на мировой рынок, сократился, по его оценке, на 10-15%, объемы экспортных поставок самой компании – еще более существенно.
«Потоки восстанавливаются, просто требуется время для отработки новых логистических маршрутов, отработки условий поставки с клиентами и платежей. Объемы (экспорта «Уралхима»), я думаю, что сократились в прошлом году, на четверть, может быть, на треть. В этом году пока рано строить прогнозы», – поделился Дмитрий Коняев.
По объёму поставок цифры будут лучше, чем в 2022 году, считает глава компании.
Из-за санкций «Уралхим» потерял важный для него европейский рынок, но экспортирует удобрения в США, а также в «дружественные» Индию, Китай, Бразилию и страны Юго-Восточной Азии.
«Произошло определенное проседание (объемов), но я не могу сказать, что какое-то катастрофическое. Объемы меньше не в разы, они сопоставимы с предыдущими годами. Это сотни тысяч тонн», – сказал Дмитрий Коняев.
При этом на поставки на внутренний рынок сейчас приходится до 50% от произведенного объема по всем группам удобрений, 70% – по азотным.
«В условиях ограничения по многим экспортным рынкам, я думаю, что это (поставки на внутренний рынок) не так уж и плохо. Да, есть определенный дисконт при поставке на внутренний рынок, но мы в состоянии загружать полноценно все свои производственные мощности, соответственно мы в состоянии поддерживать нормальный денежный поток», – резюмировал Дмитрий Коняев.
«Я бы не относился к этому так: поставили дешевле, значит, потеряли. Да, сейчас мы инвестируем в определенном плане в развитие внутреннего рынка, но в будущем, я думаю, что эти инвестиции вернутся к нам», – подытожил глава компании.