В России началась апробация модели наставничества. Ее разработал национальный ресурсный центр наставничества «МЕНТОРИ» в рамках нацпроекта «Образование». В тестовом режиме проект запущен в пяти регионах: в Чебоксарах, Брянске, Владикавказе, Красноярске и Владивостоке.
В семинарах, которые прошли в регионах, приняли участие более тысячи человек – представители органов образования, руководители, педагоги, выпускники и обучающиеся образовательных учреждений и наставники.
«Основа наставничества – это доверительное и взаимообогащающее общение, в этом принципиальное отличие новой модели. Наставничество становится той технологией, которая позволяет передавать опыт, знания, формировать компетенции и ценности быстрее, чем другие способы. В итоге это поможет системе образования раскрыть потенциал каждого», – рассказала руководитель «МЕНТОРИ» Ирина Пронькина.
Для чего создают проект
Целевая модель наставничества – это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Цель реализации программы заключается в повышении эффективности системы образования через:
- улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
- подготовку выпускника средней и старшей школ к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству в мире нестабильности и неопределенности;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
- создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
После того, как модель наставничества будет апробирована в пилотных субъектах РФ, она будет внедрена и в других регионах России.
Целевая модель
Модель наставничества предполагает вовлечение организаций, которые ведут образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным, а также по программам среднего профессионального образования (в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися).
Модель представляет собой систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Это совокупность структурных компонентов и механизмов.
В рамках модели наставничества каждое образовательное учреждение реализует ряд мероприятий по двум направлениям:
- Работа с внешней средой: информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов) и привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки и проведения оценки;
- Работа с внутренней средой: вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы, организацию самого хода программы и взаимодействие со всеми ее участниками, а также на частичную оценку результатов.
Основные этапы
Цикл наставничества в образовательных организациях состоит из семи обязательных этапов.
Этап 1: Подготовка условий для запуска программы наставничества. Этап предполагает определение аудиторий, заинтересованных в реализации программы, их информирование о возможностях наставничества и предполагаемых результатах. Также на этом этапе учреждения формируют команды организаторов, определяют кураторов, а также необходимые для реализации программы ресурсы.
Этап 2: Формирование базы наставляемых. Она создается с учетом материалов личных дел обучающихся и данных, предоставляемых классными руководителями, психологами и родителями. Кроме того, при составлении базы используются результаты тестов по профориентированию и опросов и анкетирования школьников и студентов.
Этап 3: Формирование базы наставников. В нее включаются выпускники учебных заведений, заинтересованных в поддержке своей alma mater и имеющих опыт взаимодействия с системой и разделяющих ее ценности. Также ресурс для базы наставников – сотрудники региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров, и педагоги, которые хотят участвовать в тиражировании личного педагогического опыта.
Этап 4: Отбор и обучение наставников. Он осуществляется путем подготовки анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых и привлечения внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников. Обязательный пункт этапа – проведение обучения наставников.
Этап 5: Формирование наставнических пар и групп. Они составляются с помощью специальных инструментов и мероприятий – тестирований и встреч. Также на данном этапе необходимо закрепление итогов мероприятий и результатов взаимодействия сформированных пар. Участникам, не сформировавшим пары, нужно обеспечивать психологическое сопровождение наставляемых, продолжать работу для формирования пар.
Этап 6. Организация работы наставнических пар и групп. Во время этого этапа проводится анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого, определяются приоритетные цели развития наставляемых и общих задач пар и групп. Наставникам необходимо также предоставлять методические рекомендации и дополнительных материалов по работе с наставляемыми. Также нужно обеспечить контроль за работой групп со стороны куратора, организовать регулярный сбор обратной связи и фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.
Этап 7: Завершение наставничества. На финальном этапе определяют формы представления результатов работы конкретной пары или группы, проводят сбор обратной связи от участников программы, представляют результаты работы программы в организации. Также проводят финальное мероприятие, на котором нужно представить результаты и наградить наставников. Кроме того, нужно предоставить информацию в региональные и всероссийские медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл наставнической программы.